Звук в храме

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Звук в храме

В этой статье я собираюсь рассказать о том, как сделать хороший звук в храме простыми средствами и с минимальными вложениями. Другими словами — как можно озвучивать православные службы с помощью звукового оборудования. Как всегда будет приведен исключительно собственный опыт, на примере храма Великомученика и Целителя Пантелеймона, находящегося на территории Электростальской центральной городской больницы.

Храм Великомученика и Целителя Пантелеймона небольшой. Однако когда людей в храме  много, голос священника плохо слышен и прихожанам в задних рядах, и певчим, находящимся на клиросе.  Особенно тяжело хору, которому требуется вовремя вступить по ходу службы (сам в храме пел, знаю). А ведь когда священник находится в алтаре, тут певчим совсем печально. Ибо слышно батюшку совсем нехорошо.

С настоятелем храма отцом Михаилом меня связывает давняя дружба. Однажды он спросил, возможно ли сделать, чтобы во время праздничных служб с большим количеством прихожан его было хорошо слышно не только внутри храма, но и на улице. И я решил взяться за озвучивание храма. Причем моей задачей было обойтись исключительно имеющимся у меня и у отца Михаила оборудованием, без каких-либо дополнительных финансовых затрат.

Первую службу я озвучивал 19 декабря 2017 года. Не буду подробно рассказывать о ней и о нескольких последующих озвучиваниях (Рождество, Крещение и др.), ибо к оптимальной схеме установки аппаратуры и оптимальному звуку я пришел лишь к Пасхальной службе 2018 года. Предыдущие схемы были более громоздкими и неудобными. К тому же я сначала использовал радиомикрофоны, которые не вполне оправдали моих надежд (хотя на первой службе мне показалось, что они справились со своей задачей). Итак, рассказываю о своих окончательных результатах, минуя промежуточные процессы.

Основные точки для установки микрофонов практически в любом православном Храме стандартны: алтарь, пространство перед алтарем и клирос с певчими. При этом акустические колонки следует установить таким образом, чтобы микрофоны не заводились. На моей схеме это выглядит следующим образом:

У меня было установлено 3 шнуровых конденсаторных микрофона: студийный Behringer B1 в алтаре и микрофоны Invotone (для озвучивания барабанного железа) перед алтарем и на клиросе. Соединительные кабели проведены таким образом, чтобы никто не мог их зацепить ногами. На всех микрофонах я «обрезал» низкие частоты, установив регулятор обрезного фильтра в требуемое положение (на микрофоне В-1 перещелкнул единственный тумблер в крайнее левое положение, а на Invotone — нижний тумблер в крайнее нижнее, см. картинку).

Для озвучивания храма я использовал активный микшер Yamaha Stagepass 500, в котором имеется фантомное питание для шнуровых конденсаторных микрофонов. Помимо микрофонов к нему был подключен планшет, с которого я включал пасхальный колокольный звон для крестного хода. Ибо колокольни при храме нет.

На первых двух каналах пульта (микрофоны из алтаря и перед алтарем) включен режим компрессии. На всех микрофонах добавлена небольшая реверберация с помощью встроенного процессора эффектов. Регуляторы эквалайзера как низких, так и высоких частот на микрофонах установлены примерно на 9 часов (т.е. частоты существенно «подрезаны»), чтобы микрофоны не заводились.

Внутри храма установлены 2 колонки:

  • активная Behringer B208D в непосредственной близости от микшера, подключена к мониторному выходу пульта с независимым от общей громкости регулятором;
  • «родная» пассивная колонка Yamaha, входящая в комплект активного микшера; установлена у противоположной стены храма, на подоконнике. Это логично, ибо длина акустических проводов может быть гораздо больше, чем экранированных коммутационных.

Вторая пассивная колонка Yamaha установлена на балконе храма, который находится на втором этаже и выходит на улицу. Благодаря ей как священника, так и певчих можно услышать и на территории больничного городка.

Думаю, не будет лишним показать еще раз схему установки оборудования, которую я приводил выше.

Обратите внимание: колонки установлены ближе к задним рядам и к выходу из храма. Ибо в передних рядах люди и так слышат и священника, и церковное хоровое пение, в том числе и из колонок, находящихся сзади них. А если установить колонки ближе к алтарю, то чувствительные конденсаторные микрофоны обязательно будут «заводиться».

Замечу, что около микшера обязательно должен находиться человек, который будет регулировать звук. Просто подключить и оставить все, как есть, не получится. В нужный момент следует «уводить» в ноль либо микрофон в алтаре, либо микрофон перед алтарем. Да еще следить, чтобы они не заводились.

Надо сказать, что на Пасху 2018 года звук в храме удался. Ко мне подходили прихожане и благодарили за то, что смогли хорошо все услышать. Приятно-с.

Потом ко мне подошел присутствующий на службе приятель, также имеющий отношение к музыкально-звуковой индустрии. Он рассказал, как озвучивал храм в Черноголовке, для чего  храмом был куплен микрофон-пуговица, использующийся для записи теле- и радио эфиров. Приятель очень лестно о нем отзывался, поскольку этот микрофон ловил всё.

Но, как я уже говорил, моей целью было обойтись тем, что имеется у нас с отцом Михаилом. И я справился с задачей, не взяв ни копейки из церковной казны.

 Если Вам есть, что добавить, оставьте свой комментарий.

рассказать друзьям и получить подарок

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *