Zoom R24

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Zoom R24

Портостудия Zoom R24 в первую очередь предназначена для многоканальной записи звука. При этом она может выполнять и другие полезные функции, о которых будет рассказано в этой статье.zoom r24

Изначально мы (т.е. ВИА «Алекс Бэнд») планировали приобрести внешнюю звуковую карту с двумя микрофонными / линейными входами и USB-подключением. Нам это было нужно для записи в нашей домашней студии. Ибо встроенная в компьютер звуковая карта совершенно не устраивала.

Но изучение рынка убедило нас, что приобретение указанного внешнего аудиоинтерфейса крайне ограничит наши возможности. Требовалось устройство, которое позволило бы также осуществлять многодорожечную запись наших живых выступлений. Постепенно возникли еще некоторые задачи. Но о них – позже.

Таким образом мы вплотную приблизились к портостудиям Zoom. У нескольких наших знакомых они были. И отзывались люди о них хорошо. Из трех моделей (R8, R16, R24) мы выбрали R24 как самую серьезную, отвечающую всем нашим требованиям. Поскольку для записи живых выступлений нам требовалось не менее 8 входных каналов (а вот R8, например, имеет всего два).

Использование Zoom R24.

Расскажу о том, каким образом мы используем нашу портостудию. Не буду подробно описывать все ее функции. Для этого есть инструкция по эксплуатации на русском языке, которую можно скачать в сети. Отмечу лишь то, что интересно для нас.

Запись в домашней студии.

Как уже было сказано, к нашей портостудии R24 одновременно можно подключить 8 источников сигнала. Таким образом, в одном проекте реально записать 24 дорожки.

Я, как правило, записываю в домашних условиях вокал или губную гармонику к готовой уже фонограмме «минус». Для этого «минусовка» в формате «.wav» закачивается на SD-карту, которая используется в качестве дополнительной памяти портостудии. С помощью нехитрых манипуляций левый и правый каналы стереофонограммы направляются на первый и второй канал Zoom R24.

У меня конденсаторный студийный микрофон, для которого требуется фантомное питание. Поэтому записывать с его помощью я могу на пятый и шестой каналы портостудии, поскольку именно они поддерживают фантомное питание. Применяя назначение на виртуальные каналы, в одном проекте я могу записать 6 дорожек с конденсаторного микрофона.

В итоге я получаю несколько дублей в формате «.wav», которые через USB-подключение перегоняю в компьютер. Дальше могу их отредактировать или просто отправить заказчику, чтобы дальше занимался с ними он.

В инструкции на Zoom сказано:

…может быть подключен к компьютеру через USB-кабель и использоваться как контроллер для программного обеспечения DAW. Вы можете управлять функциями транспорта, включая воспроизведение, запись и остановку, и физически контролировать экранные фейдеры.

То есть портостудия соединяется с компьютером, и на экране виден процесс записи по всем дорожкам в режиме реального времени.

Нам это не требуется. Мы по отдельности пишем вокал и инструменты в Zoom. А потом скидываем все записанные дорожки в компьютер и редактируем с помощью SONAR. Получаем пристойную запись без шумов, чего мы бы никогда не добились, записывая на встроенную компьютерную звуковую карту.

В числе наших знакомых есть такие, кто производит редактирование прямо в портостудии, без компьютера. Вспоминаю анекдот о пионере, который любил трудности, и поэтому в знойный полдень косил траву в противогазе. Когда наблюдавшая за ним девушка предложила ему плотские утехи, он ответил: «Согласен. Только в гамаке и стоя!»

В общем, мои знакомые, скорее всего – законченные извращенцы. Как и тот несчастный пионер… Впрочем – каждому своё.

Многоканальная запись живого выступления.

До того, как у нас появился Zoom, мы записывали наши концерты на ноутбук со стереовыходов микшерного пульта. Это далеко не самый лучший метод записи, поскольку:

  • Звук на сцене и в зале далеко не всегда соответствует звуку на записи (особенно при озвучивании живых барабанов);
  • При таком способе записи полностью отсутствует возможность редактирования материала.

Для записи концерта нашего коллектива (два-три вокалиста, гитара, бас, живая барабанная установка), прямые выходы Direct Outs нашего аналогового микшерного пульта соединены с входами портостудии.

zoom r24

Если мы работаем с пульта, на котором нет Direct Outs, то мы используем разрывы insert. Моноджеки втыкаются в них не полностью, только до первого щелчка — чтобы не прерывать сигнал.

микшер

Поскольку наши выступления обычно проходят в небольших залах, малый барабан и железо мы, как правило, не подзвучиваем. То есть в пульт идет только микрофон от бас-бочки. А остальные барабанные микрофоны (как динамические, так и конденсаторные) подключаются непосредственно к портостудии.

Таким образом, мы получаем 8 дорожек с разными инструментами. С помощью компьютерных музыкальных программ SONAR и MELODINE доступны следующие виды редактирования:

  • Каждый канал регулируется по уровню громкости;
  • На каждый канал возможно наложить динамическую обработку;
  • «Подтягиваются» криво спетые ноты;
  • Криво сыгранные партии гитары или бас-гитары редактируются врезкой аналогичных, но сыгранных нормально. При желании эти партии могут быть просто перезаписаны;
  • В домашних условиях возможно наложение партий других инструментов – тех, которые не могли быть задействованы во время живого выступления.

При работе с живой записью имеются, конечно же, свои нюансы. Например, микрофоны (как вокальный, так и барабанные) ловят все звуки, исходящие от сценических мониторов и комбиков. Поэтому записи этих каналов не всегда можно редактировать.

Но это мелочи по сравнению с тем, что при помощи Zoom R24 можно получить концертную запись практически студийного качества. А также сделать один хороший концерт из записей нескольких выступлений.

Отмечу, что максимальная емкость внешней SD-карты памяти составляет 32 Гб. Этого хватает на 2-3 часа концертной записи, когда задействованы все 8 каналов.

Запись репетиций на встроенные микрофоны.

Встроенные микрофоны – это еще одно несомненное достоинство портостудий Zoom. Конечно, их не следует использовать для полноценной студийной записи (хотя мои знакомые, те самые «извращенцы», так поступают). А вот записать репетицию – милое дело.

В одном из моих коллективов (вокальный ансамбль «Три в одном») используются в основном акустические инструменты. И репетиции этого коллектива чаще всего проводятся в домашних условиях, практически без применения звукоусиливающей аппаратуры. Исключение – 15-ваттный комбик для бас-гитары.

В этом коллективе пять вокалистов. Собираемся мы один раз в неделю в чьей-нибудь квартире. Иногда требуется запись отрабатываемого музыкального материала. Можно, конечно, для этого привозить аппарат, тратить один-два часа на его установку и настройку. Устанавливать кучу микрофонных стоек, путаться в проводах… Опять же – «в гамаке и стоя…»

zoom r24

А можно просто привезти Zoom R24 и записать репетицию на встроенные микрофоны. Быстро, удобно и качественно. Поскольку такие записи нужны лишь для того, чтобы не забылись репетиционные идеи и находки.

Виртуальный клавишник.

Долгое время мы вдвоем работали в нашем ВИА «Алекс Бэнд» под минусовые подклады, добавляя драйва живыми гитарами и губной гармошкой.

zoom r24

С 2012 года у нас появился штатный барабанщик, поскольку наши клиенты все чаще настаивали на полностью живых выступлениях.

Появление барабанщика повлекло за собой увеличение стоимости работы коллектива. Приглашать клавишника мы не стали, чтобы группа не подорожала еще больше. К тому же в обозримом пространстве свободного музыканта, удовлетворяющего нас, просто не было. А вот без клавиш звучали мы «пустовато» (барабаны – гитара – бас – вокал).

zoom-r24

Таким образом, замена живого клавишника виртуальным стала еще одной задачей, возлагаемой на портостудию. Эта идея возникла у нашего гитариста, когда он собирал информацию про Zoom на различных интернет-форумах.

В портостудии имеются замечательные функции: клик-метроном может быть направлен в выход наушников вместе с записанной фонограммой. При этом в основные выходы (левый и правый) направляется только фонограмма, без клика. За это отвечает раздел прибора, выделенный красным на рисунке.

zoom-r24

Все достаточно просто. Но в нашем случае пришлось прибегнуть к некоторым ухищрениям. Я как можно подробнее расскажу о том, как наш гитарист Александр создал виртуального клавишника из фонограмм, которые находились в нашем синтезаторе Korg Triton Le. И не просто создал, а совместил его с кликом для барабанщика.

Итак, в задачи Александра входило создание качественного клавишного подклада для нашего небольшого коллектива с живыми барабанами. Требования к подкладу были следующие:

  • Совмещение темпа подклада с темпом клика;
  • Направление подклада без клика на основные выходы;
  • Направление подклада с кликом в наушники барабанщика с регулированием уровней подклада и клика;
  • Максимально быстрая (насколько это возможно) загрузка нужной композиции в Zoom в режиме работы на корпоративе. Ибо при больших паузах между композициями танцующие люди могут просто разойтись. И играть придется в пустоту.

Для выполнения последнего требования Александр записал все подклады (около 50 песен) в один проект портостудии. Также на бумаге он составил порядковый список загруженных композиций, которым пользуется, как шпаргалкой.

zoom-r24

Конечно, перемотка для поиска нужной песни занимает некоторое время. Но если бы он сделал отдельный проект для каждого подклада, то поиск и загрузка длились бы гораздо дольше.

Может возникнуть вопрос: как подогнать в одном проекте клик под большое количество песен с различным темпом? На мой взгляд, Александр нашел очень интересное и грамотное решение.

Сначала он поочередно записал фонограммы с «Корга» в портостудию. Не перенес MIDI-сигналы, а именно записал в режиме реального времени в формат «.wav». Эти фонограммы были предварительно подготовлены на «Корге»: оставлен только клавишный (или духовой) подклад и удалены барабаны, бас-гитара и т.д.

Затем записанные подклады из портостудии были перенесены в компьютер. Используя SONAR, Александр подогнал темп каждой фонограммы под соответствующий клик. И эти клики были записаны отдельным треком для каждого подклада.

zoom-r24

Затем он загрузил все фонограммы с кликами в один проект SONAR, после чего экспортировал общий подклад без клика в стерео аудиофайл, и отдельно клик – в моно аудиофайл. И эти синхронизированные между собой файлы были загружены на SD-карту портостудии и внесены в один проект.

Теперь оставалось самое главное – направить клик с фонограммой в уши барабанщика, а фонограмму без клика – на основные выходы Zoom. Клик, встроенный в портостудию, нам не годился.

zoom r24

Зато имелась еще одна замечательная функция, которой воспользовался Александр. На выход наушников можно направить один из записанных в проекте треков вместо встроенного клика. И совместить его по уровню с подкладом. При этом на основные выходы приходит только звук подклада, без клика.

На первой же репетиции мы оценили, насколько лучше зазвучала наша кавер-группа. И насколько обогатился репертуар, доступный нам теперь. За стоимость портостудии (очень небольшие деньги) мы получили клавишника, который всегда сможет присутствовать на работе, всегда будет трезв и не будет лажать. Уже только ради этого стоило приобрести Zoom R24!

zoom r24

рассказать друзьям и получить подарок

Zoom R24: 4 комментария

  1. Михаил

    Ребята добрый день. Очень нужен ваш совет по Zoom R24. Стали записывать репетиции и столкнулись с проблемой. У нас не получается на каждый вход установить свой эффект. Ставим на микрофон ревер с гитарного входа пропадает дистошн, подправляем его — слетает установки на микрофон. Подскажите где можно найти как настроить запись чтобы на каждом входе был свой эффект?

    1. admin Автор записи

      Приветствую! Если ты имеешь в виду встроенные в Zoom эффекты, то я по ним ничего сказать не могу — мы ими не пользуемся. Я уже писал про «в гамаке и стоя». У нас либо внешние эффекты (концертная запись), либо эффекты Sonar (при последующей обработке записи в компьютере).

    2. Александр

      Процессор эффектов в ZOOM R24 ограничен по вычислительной мощности, потому есть несколько вариантов: [Effects]
      ●Algorithms : 9 (CLEAN, DISTORTION, ACO / BASS SIM, BASS, MIC, DUAL MIC, STEREO, 8 x COMP EQ, MASTERING) ●Types : 150 ●Modules : 7 for Insert, 2 for Send / Return ●Patches : 330 for Insert, 60 for Send / Return ●Tuner : Chromatic, Guitar, Bass, Open A/D/E/G, D modal
      То есть в инсерты можно включить либо один гитарный/басовый процессор, либо до двух микрофонных обработок, либо 8 секций компрессии и эквализации (на каждый канал) Параллельно со всем этим работают две шины посыла на эффекты ревер-дилей.

  2. Марат

    Здравствуйте! 1.Я использую Zooom R24 как звуковую карту. Я пишу голос в Adobe Audition 1.5 или в Cubase. Что интересно, при записи через динамический микрофон в редактор аудишна или кубейса или других программ можно использовать только первые два канала, почему-то? и то первый вход пишет на левый канал а второй на правый, а остальные не пишут, но входа все работают, звук идёт .
    2. По поводу конденсаторного микрофона, дела обстоят по хуже . так же звук идёт всё слышно, но на запись не работаетy, но в саму студию пишет, а во в редактор нет. В чём причина? Подскажите пожалуйста. Я уже Usb кабели поменял штуки три наверное, всё равно не пишет. Думал причина в нем. Помогите с моим вопросом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *