Вокальный ансамбль.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Вокальный ансамбль.

вокальный ансамбль

Вокальный ансамбль несколько отличается от хора. Прежде всего, тем, что в ансамбле каждую вокальную партию может исполнять один человек, а в хоре – не менее двух или трёх.

Эта статья пишется под впечатлением от концерта замечательного коллектива «Три в одном», в котором мне также пришлось участвовать. Поскольку именно этот коллектив можно смело рассматривать как полноценный, качественный вокальный ансамбль.

Вокальный ансамбль «Три в одном».

Предпосылки совместного сотрудничества.

В юности я заслушивался записями коллективов, практикующих многоголосное ансамблевое пение. В первую очередь, это были The BeatlesThe Manhattan TransferBoys Two Men. Из российских коллективов – «Несчастный случай» и «Вокал-Бэнд». И всегда хотел делать нечто подобное.

Отчасти мне это удалось. В первую очередь, в эстрадном ансамбле «Кредо», где мы с двумя вокалистками практиковали многоголосье под руководством Людмилы Китаевой. Потом – в бит-группе «Гавайцы», куда я привёл одну из этих вокалисток. С ней мы и организовали весьма серьёзную бэк вокальную секцию.

Впоследствии творческие пути с этой певицей у «Гавайцев» разошлись. И бэк вокалу на живых выступлениях мы перестали уделять такое же серьёзное внимание, как раньше. Если на записи мы по-прежнему делали бэк вокал продуманно и хорошо, то на концертах относились к нему несколько по-раздолбайски.

Акустический концерт.

вокальный ансамбльСовсем недавно мы играли на акустическом концерте, где принимали участие ещё два коллектива. Одним из них был ансамбль «Три в одном», о котором я уже достаточно много слышал. Но на их концерте присутствовал впервые.

Они выступали первыми. На сцене находились три поющих девушки. Две из них периодически передавали друг другу гитару. Также был поющий перкуссионист и поющий флейтист. А также приглашённый второй гитарист вместо отсутствующего основного.

Программа у них была достаточно большая и разнообразная. Правда, звук в зале был не слишком хороший. Впрочем, как и на сцене. Я в этом убедился, когда мы сами вышли после них играть.

вокальный ансамбльНе скажу, что мне сразу понравилось всё, что они исполняли. Но при этом я подумал: «А вот бас гитары у них не хватает!» И мне почему-то захотелось самому заполнить этот вакуум. Поскольку с плохими группами желания работать у меня никогда не возникает, следует предположить, что творчество ансамбля меня зацепило. Сначала — на подсознательном уровне.

С флейтистом Стасом Бессоновым мы уже были знакомы — вместе когда-то играли на одном концерте. Я знал, что через неделю у них должен состояться благотворительный концерт. И предложил себя в качестве басиста. Также я обещал организовать достойный мониторинг для вокалистов с применением своей аппаратуры.

Как я и предполагал, Стас не стал отказываться от столь заманчивого предложения. За день до концерта была назначена репетиция. А я приступил к технической подготовке концерта.

Репетиция.

Пожалуй, только на репетиции я по-настоящему оценил профессиональный уровень коллектива. Он оказался запредельно высок. К тому же музыкальный материал был крайне интересен и разнообразен. Я понял, что это — именно то, чего мне не хватало в жизни. Уместно будет привести цитату из песни Марка Фрейдкина:

Пока мотор стучит и ноги носят, и бродят мысли разные в балде,

Душа, как ни верти, чего-то просит помимо баб, напитков и т.д.

вокальный ансамбльМногие песни я уже слышал на акустическом концерте. Но с удивлением обнаружил, что они стали восприниматься несколько иначе, когда я начал участвовать в создании этой музыки, «вариться» в ней. Очень быстро я погружался в глубокий транс и просто растворялся в магии волшебных мелодий. Настолько они были хороши.

Итак, у меня было меньше суток для того, чтобы подготовиться к концерту. Не так уж и мало, поскольку была возможность прослушать записи большинства песен. А нахождение в трансовом состоянии от процесса вообще позволяет творить чудеса. Так что волнения и сомнений я не испытывал — просто «снимал» песни и получал громадное удовольствие.

Участники ансамбля и музыкальный материал.

вокальный ансамбльПожалуй, пришло время рассказать о коллективе подробнее. Как я уже говорил, «Три в одном» состоит из шести исполнителей (теперь со мной их семь), плюс руководитель Елена Гришина. Именно она является идейным вдохновителем и аранжировщиком ансамбля.

Ядро вокального ансамбля составляют Полина Порохова, Дарья Захарова и Ирина Чиркова. Каждая девушка — изящно одетая красавица, обладающая крайне приятным тембром голоса и умеющая петь. То есть полностью соответствующая критериям очень хорошей певицы.

вокальный ансамбльДобавлю, что даже в период расцвета «гавайского» бэк вокала мы не достигали таких результатов, как вокальный ансамбль Ирины, Дарьи и Полины. Я прекрасно понимаю, какая огромная работа скрывается за той кажущейся лёгкостью, с которой они исполняют сложные многоголосные произведения, в том числе а капелла. Следует добавить сюда ещё и безупречные аранжировки вокальных партий, сделанные Еленой. Что там говорить — мне всегда очень приятно работать и общаться с теми, кто умеет делать что-либо лучше, чем я.

вокальный ансамбльМужская часть коллектива тоже весьма интересна. Это поющий флейтист Стас Бессонов, который владеет большим количеством духовых инструментов. Мне из них известны только флейта и дудук. Это также замечательный колоритный перкуссионист Денис Матюшин, который тоже поёт очень здорово, хотя и несколько своеобразно. Он, правда, говорит: «Меня в ансамбль пригласили играть, а не петь!»

Есть ещё молчаливый гитарист Сергей Дедов, который знаком мне по совместным концертам с «Гавайцами». А теперь и я попал в этот замечательный коллектив. Мои функции — бас гитара, губная гармошка и мониторинг сцены. Надеюсь, что и в качестве вокалиста я здесь понадоблюсь.

Репертуар ансамбля весьма разнообразен. «Три в одном» исполняют чужой материал, преимущественно представителей авторской песни. Но у меня язык не поворачивается назвать их кавер-группой или бардами. Это — творчество в чистом виде. А ещё следует добавить, что уровень позитива здесь просто зашкаливает.

Спектр авторов песен достаточно широк: от Леонида Утёсова до Ирины Богушевской. Стилистика — от фолка до джаза. На мой взгляд, «Три в одном» — ансамбль вне стиля. Для него очень подходит заглавная фраза с официального сайта группы «Квартал»:

«Музыка не для всех. Музыка для каждого».

Благотворительный концерт.

Мои сутки на подготовку закончились. Осталось дело за малым:

  • достойно отыграть концерт;
  • организовать комфортный мониторинг, прежде всего — для вокального ансамбля;
  • добиться хорошего звука в зале.

вокальный ансамбльНа стадии подготовки концерта я рассматривал различные варианты подключения, рисовал схемы и вычислял. Сначала я хотел рулить самостоятельно и звуком на сцене, и звуком в зале. Потом пришёл к выводу, что мне следует заняться исключительно мониторингом, а звук в зале поручить местному звукорежиссёру. Которого, тем не менее, должна контролировать руководитель ансамбля Елена Гришина.

Мониторный посыл с основной консоли я направил в дополнительный микшер. При этом распределил звук на три группы сигналов:

  1. Все вокалисты, плюс перкашн и губная гармошка;
  2. Первая гитара;
  3. Вторая гитара.

вокальный ансамбльГромкость и частотную составляющую каждой группы сигналов я мог регулировать автономно. На вокал, гармошку и перкашн в мониторах я добавил незначительную реверберацию и задержку с помощью процессора эффектов. Бас гитару в мониторы не заводил, поскольку её было хорошо слышно из моего басового комбика.

В первую линию я поставил три монитора — для Стаса, певиц и перкуссиониста. Во второй линии находился один монитор — для меня и гитариста.

Несмотря на то, что я прекрасно слышал всех исполнителей, одна из певиц периодически просила добавить её голос в мониторы. А у меня была возможность увеличить громкость лишь всего вокального ансамбля. Хорошо, что я играл на басу не во всех песнях. Было время, чтобы добежать до звукорежиссёра и попросить его добавить персональный вокал в наши мониторы.

вокальный ансамбльНе скажу, что для меня всё прошло идеально — и по игре, и по звуку на сцене. За сутки мне не удалось найти записи всех песен ансамбля. И некоторые песни пришлось вспоминать прямо на концерте. Хорошо, что я видел, какие аккорды Ирина зажимает на гитаре.

Но с уверенностью могу сказать, что без меня сценический звук был бы гораздо хуже. В первую очередь потому, что я сам вокалист. И прекрасно понимаю, какое значение для вокального ансамбля имеет хороший сценический мониторинг. А когда есть хороший звук на сцене, вероятность удачного выступления многократно повышается. Так было и в этот раз.

вокальный ансамбльКонцерт удался. С бас гитарой коллектив зазвучал совсем по-другому. Во время концерта я чувствовал, как у меня «башню сносит» (в хорошем смысле). Положительные эмоции просто переполняли.

Я обратил внимание, что аплодисменты в зале начинались не сразу после окончания каждой песни, а после некоторой паузы. Видимо, зрители тоже погружались в транс. Благодаря мистике, которая звучала со сцены. Не знаю, умышленно или неосознанно Елена и её коллектив используют техники введения в транс и воздействия на психику слушателей. Полагаю, что здесь всё не просто так. Но воздействие это — исключительно позитивное.

В заключение будет уместно привести видео с одного из выступлений этого замечательного ансамбля. Поскольку лучше один раз услышать, чем сто раз прочитать…

Если Вам есть, что добавить, обязательно оставьте свой комментарий.

рассказать друзьям и получить подарок

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *