Вокальная обработка

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Вокальная обработка

Для качественного исполнения песни одного умения петь вокалисту, увы, недостаточно. Если при этом он использует звуковое оборудование, а не поет в кругу друзей без применения оного. Любой, даже самый прекрасный голос можно изменить до неузнаваемости плохим микрофоном и отвратительным микшированием. Тех же результатов можно добиться, если вокальная обработка применяется неправильно или не применяется вовсе.

То, о чем я собираюсь написать, уже рассматривалось в статьях «Обработка звука» и «Компрессия вокала«. Решение написать эту статью у меня возникло после того, как я отработал серию предновогодних вечеров конца 2017 года, в основном в сложных для озвучивания помещениях. Второй причиной была покупка процессора TC Electronic M300 и последующая работа с ним на указанных мероприятиях. Я собираюсь рассказать, с какими сложностями при обработке вокала я столкнулся и к каким выводам по улучшению ситуации пришел.

Основами хорошей вокальной обработки я считаю компрессию, эквализацию и грамотное применение реверберации с задержкой. Как с этим лучше всего работать, мы рассмотрим на живых примерах.

Итак, начнем. Существуют идеальные помещения для живого звука. Одним из них считаю ресторан «Мохито» в городе Электроугли, где я работаю каждую пятницу или субботу с марта 2017 года. Конечно, если бы здесь играл полностью живой коллектив с акустической барабанной установкой, то для клиентов по звуку была бы полная задница. Но для одного вокалиста, работающего под минус, условия воистину идеальные.

Мое рабочее место находится на застекленной веранде, вынесенной за пределы помещения (первый этаж обычного пятиэтажного жилого дома, оборудованный под ресторан). Главное достоинство — пол и потолок из дерева, благодаря которым и получается замечательный звук. Это при том, что музыкальное оборудование, установленное здесь, не относится к топовым брендам.

Муж певицы Риты Ковалевой, работающей здесь параллельно со мной, привез сюда 15-дюймовые активные колонки Sound King.

Остальное установленное оборудование, включая стойки под колонки и светомузыку, принадлежит мне. Таким образом, из аппаратуры здесь имеется:

  • Микшерный пульт Alto AMX 140;
  • Процессор эффектов Alto Alpha Verb;
  • Мультипроцессор эффектов Virtualizer Pro, использующийся в качестве вокального компрессора (до него стоял 4-канальный компрессор dbx 1046);
  • Подавитель обратной связи Alto Terminator, применяемый в режиме Bypass в качестве мониторного предусилителя;
  • Активная 10-дюймовая колонка FBT MaxX 10A, которую я использую в качестве монитора;
  • Проводной микрофон Shure SM48 (до него был винтажный микрофон Superlux PRO H7F, показанный на самом первом фото в этой статье).

Рита поет в радиомикрофон Shure SM58. Компрессором и монитором она не пользуется.

Как видите, оборудование достаточно простое. Но звук в помещении просто потрясающий. Это только с трехполосным эквалайзером на микшерном пульте. На работу еду, как на праздник. Легкая компрессия плюс пресет ревера с дилеем на простейшем процессоре Alto Alpha Verb поистине творят чудеса. Да еще статичная точка, где настройки оборудования постоянны. Также у Риты и у меня персональный канал микшерного пульта под вокал, где никто ничего не может изменить, кроме нас. Красотища!

С выездными мероприятиями не так все просто и безоблачно. Но и здесь существуют хорошие помещения. Например, ресторан «Веранда» в Ногинске. Причина та же — отделка помещения деревом.

А теперь будем рассматривать то, ради чего и пишется эта статья. Я имею в виду сложные помещения. Я называю их «каменные мешки». Например, соседствующий с «Верандой» ресторан «Галерея», где установлен американский аппарат В-52.

Также ресторан «Богородский», один из самых серьезных ресторанов города Ногинска. Здесь имеется активная акустика JBL и активный сабвуфер JBL.

И в первом, и во втором месте аппаратура весьма качественная. Но звук «летает», и работать очень тяжело.

Еще одно сложное место — кафе «Тайм Аут» в Электростали. Здесь мы работали на своем аппарате. Именно после серии отработанных здесь вечеров возникла потребность написать эту статью.

Ладно, пердисловие несколько затянулось. Перейдем к вокальной обработке.

TC Electronic M300

Я уже упоминал, что одна из причин написания этой статьи — покупка вокального процессора эффектов TC Electronic M300. Причиной же приобретения М300 стало то обстоятельство, что мой основной вокальный процессор Alto Alpha Verb установлен на постоянной точке в ресторане «Мохито». Мы с Ритой оба работаем на нем, и увезти его просто так я не могу.

Второй процессор мультиэффектов Virtualizer Pro установлен там же в качестве компрессора. К тому же про TC Electronic M300 я слышал много хорошего, и уже давно задумывался о его покупке. К новогодней кампании конца 2017 года это время пришло.

 Сейчас, приобретя некоторый опыт работы с ним, с уверенностью могу сказать, что это прекрасная вокальная обработка. Главное достоинство — отдельные секции для реверберации и задержки с настраиваемыми параметрами. Причем параметры эти меняются только поворотом ручек на приборе, без необходимости входить в цифровое меню и несколько раз нажимать разные кнопки (именно это меня больше всего бесит в Виртуалайзере). Здесь же настройки всех параметров перед глазами — как регуляторы установлены, так и есть. Опять же, не надо в цифровое меню входить, чтобы это увидеть.

В M300 также можно сохранить установленные параметры в пользовательские пресеты. Но у меня это не прижилось — позже объясню, почему.

Начнем с входной секции. Вот она на картинке:

Регулятор INPUT — установка входного уровня. Регулятор MIX — баланс между «сухим» и обработанным звуком. (В моем случае, при подключении к микшеру через шины Aux, этот регулятор должен быть установлен в крайнее правое положение, напротив отметки WET.) И, наконец, регулятор EFFECT BALANCE — баланс между ревером и дилеем.

Следующая секция — секция реверберации. Смотрим на картинку.

Из всего многообразия реверов я выбрал Vocal Hall. Что неудивительно. Говорить о том, как следует настраивать регуляторы PRE DELAY, DECAY и COLOR — занятие, на мой взгляд, неблагодарное и бесполезное. Ибо у каждого свое представление о том, как должен обрабатываться вокал.

И, наконец, секция задержки (или секция эффектов):

Здесь я выбрал Ping Pong (в подавляющем большинстве случаев) и просто Delay (иногда). Прочие эффекты, особенно Dynamic Delay, у меня совершенно не покатили. Что ж, и это — дело вкуса.

Сразу же после покупки М300 я в домашних условиях стал искать свой звук. Нашел его и сразу же сохранил в два пресета — для динамичных и для медленных песен. И на первой же работе (в ресторане «Богородский», см. фото выше) понял, насколько домашние условия отличаются от реальных концертных. Особенно если работаешь в сложном помещении. В общем, сохраненные дома пресеты меня совершенно не удовлетворили.

Впоследствии я вычислил оптимальные принципы использования вокальной обработки в боевых условиях. Вот они.

Первый принцип — никаких ранее сохраненных пресетов, ибо в каждом новом помещении обязательно потребуется корректировка параметров. Устанавливаются только эффект (у меня — Ping Pong) и ревер (у меня — Vocal Hall). Все остальное подстраивается на месте.

Второй принцип — нахождение оптимального баланса между ревером и дилеем (регулятор EFFECT BALANCE). У меня этот регулятор смотрит в сторону ревера, приблизительно на 2 часа.

И третий принцип — точная настройка остальных параметров в зависимости от помещения. Как правило, это не требует глобальных изменений. Например, регуляторы дилея TIMING и FEEDBACK / DEPTH могут корректироваться в зависимости от темпа исполняемой песни (т.е. на медленной песне они уверенно «поползут» вправо, и наоборот).

Вот еще одна проблема, с которой я столкнулся. Как правило, аппаратура (пульт и приборы обработки) находятся у меня за спиной. Во время исполнения песни крайне сложно изменить какие-либо параметры: микрофон у меня на стойке, а в руках электроакустика или басовка. В следующем разделе расскажу, как была решена эта задача.

Компрессия и эквализация вокала.

В предыдущих статьях я упоминал, что у меня имеются графический эквалайзер Behringer FBQ 1502:

и четырехканальный компрессор dbx 1046

звуковая аппаратура

Раньше эквалайзер устанавливался мной как промежуточное звено между микшером и кроссовером, для частотной коррекции общего звука. Компрессор же на выездные мероприятия брал крайне редко. После серии вечеров в сложных помещениях понял, что подходы надо менять.

В «каменных мешках» трех регуляторов частот на микшерном пульте для вокалиста катастрофически мало. Если эквалайзер установлен на выходах микшера, то при частотной коррекции изменится весь звук, а не только вокал. Что не всегда совместимо. Вывод — в моем случае 15-полосный эквалайзер следует использовать исключительно для обработки двух вокалистов. Как определитель обратной связи, так и для частотной коррекции голосов.

Использование компрессора также весьма благотворно влияет на звучание вокалистов. Звук голоса становится четче и плотнее. Разумеется, при грамотной настройке параметров компрессора (об этом подробно написано в статье «Компрессия вокала«).

Компрессор и эквалайзер в паре подключаются через разрывы микшерного пульта следующим образом (см. рисунок ниже):

Как видно, используются Y-образный провод, а также короткий провод XLR-XLR (можно также Джек — Джек), которым соединяются выход компрессора с входом эквалайзера.

Оставалась та же проблема, что и для вокальной обработки: аппаратура обычно находится за спиной, и во время пения корректировать параметры компрессора и эквалайзера крайне сложно. Поскольку на приборах даже не видишь, что со звуком происходит.

Выход оказался достаточно простым: 2 вертикальные рэковые стойки на 2 прибора каждая, изготовленные мной из подручных материалов. Эти материалы валялись у меня в рабочем кабинете под ногами, все собирался их выбросить. Неожиданно понял, что мне почти что и делать ничего не надо, чтобы сконструировать рэки. Их изготовление обошлось мне примерно в 300 рублей.

Плюс покупка усиленного пюпитра Proel, на который я установил микшерный пульт. Теперь мое рабочее место выглядит следующим образом:

Теперь во время игры не надо оборачиваться назад. Все под руками и перед глазами.

Надо сказать, что эти рэки получились довольно громоздкими. Перевозить их было крайне неудобно, особенно когда в машине много аппаратуры. Пришлось напрячь мозги и сделать другую рэковую стойку. На этот раз настольную. И в довесок приобрести небольшой туристический столик. Теперь это выглядит следующим образом:

Заключение.

Один мой приятель вполне резонно говорил мне, что покупка цифрового микшерного пульта избавила бы меня от необходимости городить такой огород с рэками. Ибо в цифровых пультах есть и компрессоры, и эквалайзеры, и, конечно же, отличная вокальная обработка.

Конечно, это так. Но это было бы справедливо, если бы я работал только как звукорежиссер, и не был бы «играющим тренером». Как представлю, что во время игры нужно несколько раз нажать на экран планшета, чтобы добраться до нужного меню… Мне просто удобнее и понятнее работать с аналоговыми приборами. Все перед глазами и под руками.

К тому же есть яркий пример. У нашего барабанщика, владельца цифрового пульта, из машины украли i-Pad. Купить новый пока не может (дорого), а без i-Pad’а его Soundcraft — просто куча железа. Ибо с планшетами других производителей Soundcraft почему-то работать не хочет. А пока нет денег на i-Pad, барабанщик спокойно работает с аналоговыми приборами.

Если Вам есть, что добавить, обязательно оставьте свой комментарий.

рассказать друзьям и получить подарок

Вокальная обработка: 2 комментария

  1. Александр

    Привет, Саня!
    Очень познавательно. С одним не соглашусь ->
    Soundcraft UI-XX работает с любыми Андроид-ами. Просто нужно правильно настроить сеть.

    1. admin Автор записи

      Саня, приветствую! Спасибо за информацию, обязательно передам ее нашему барабанщику!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *