Ударные инструменты.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Ударные инструменты.

Ударные инструменты, а точнее, использование их, формирует ритмическую основу музыки.

Как ни странно, но барабаны классической ударной установки в этой статье обсуждаться не будут. Вместо них рассмотрим прочие  шумовые и ударные инструменты, то есть перкуссию (или перкашн).

Перкуссия: разновидности шумовых и ударных инструментов.

Понятие «перкуссия» трактуется следующим образом:

«Ряд ударных инструментов, не входящих в состав классической ударной установки».

ударные инструментыЯ никогда не был барабанщиком. Но идея использования перкуссии захватила меня ещё в 1995 году, когда я впервые увидел по телевидению живые выступления группы «Квартал». Также свою роль сыграло общение и сотрудничество с замечательным барабанщиком Юрием Китаевым, который прекрасно владеет всеми видами ударных инструментов, в том числе и перкашном. (Кстати, Китаев и губной гармошкой владеет в совершенстве, и меня к её освоению привлёк именно он).

Таким образом, я буду рассказывать о различных видах перкуссии, которые мне доводилось использовать. Я не буду касаться таких инструментов, как бонги и конго, поскольку я ими практически не пользовался. Просто не представлял, каким образом их можно применить в той музыке, которую мы играем.

Виды перкуссии.

Шейкер.

ударные инструментыНазвание происходит от английского shake — «трясти». Для извлечения звука шейкер требуется сотрясать, перемещая, как правило, вперёд-назад. Основной материал, из которого изготавливают шейкеры — металл, дерево, пластмасса.

Шейкер выполнен в виде контейнера, который заполнен сыпучим содержимым (песок, дробь, зёрна и т.д.). Мои первые самодельные шейкеры были изготовлены из алюминиевых пустых банок от пива, в которые засыпалось пшено. Или из запаянных с двух сторон стальных труб диаметра 80 мм, внутри которых была металлическая дробь. Конечно, звучали они совсем не так, как мне было нужно. (Я был крайне удивлён, когда на концерте одной довольно известной группы увидел у перкуссиониста подобную самодельную конструкцию.) Позже я приобрёл «фирменные» шейкеры.

Шейкеры бывают различной формы. В моём арсенале, помимо металлического шейкера цилиндрической формы, имеются:

  • 2 шейкера в форме яиц (одно деревянное, второе из пластмассы);
  • самодельный шейкер с очень мягким звуком; сделан из сурдины, в которую насыпан песок;
  • гюро (guiro) — разновидность стального шейкера с ребристой насечкой на нём. Обладает мощным, «пробивным» звуком. В комплект гюро входит стальная щётка, которой нужно скрести по ребристой поверхности для достижения специфического «шуршащего» звучания. Я приобрёл гюро в качестве альтернативы инструменту афуче-кабаса, который захотел купить после просмотра живого выступления группы «Квартал».

Также шейкеры могут быть выполнены в виде различных фруктов (банан, яблоко, апельсин и т.д.). Есть также «ритм-боксы» — обычно это 6 пластиковых шейкеров-яиц, заключённых в футляр из прорезиненной ткани или кожзаменителя. Вариант самодельного изготовления ритм-бокса — положить несколько таких яиц в футляр от микрофона и застегнуть его молнию.

Тамбурин.

ударные инструментыПодходит под определение «рамные ударные инструменты«. От бубна отличается отсутствием кожи, натянутой на обод. По всему ободу установлены металлические диски, которые звучат при встряхивании тамбурина или ударе по нему. Применяется очень широко.

Тамбурин может быть не только ручным, но и с креплением на стойку. В таком виде обычно используется барабанщиками, которые извлекают из него звук ударом палочки. Они также могут крепить его на удлинённую стойку хай-хета.

Моим первым не самодельным перкуссионным инструментом был тамбурин фирмы LP. Он был достаточно тяжёлым, с очень звонким и «пробивным» звуком. Из-за жёсткого использования довольно мощные диски-пластины стали «рваться» от центра к краям, вдоль металлических осей, на которых они были установлены. Я никогда не думал, что такое возможно.

При покупке следующего тамбурина я обращал внимание на его лёгкость — и по весу, и по звучанию. Выбор пал на пластиковый американский Piccolo — пожалуй, лучший из тамбуринов, которые я использовал. Он служит мне уже 13 лет, и я очень им доволен.

В качестве примера использования шейкеров и тамбурина приведу видео живого концерта одной замечательной московской группы, в которой мне довелось работать.

Вспоминай

«Глюки».

Правильное их название — Chimes. Представляют собой ряд трубочек одинакового диаметра и толщины стенки, но разной длины. Каждая трубочка с помощью капроновой нити или лески крепится к продольной деревянной опоре. Аналог «глюков» — китайские «поющие ветра», только у них трубочек поменьше. Переливчатый звук достигается проведением ладонью или пальцами по трубочкам, обычно от самых коротких к самым длинным.

У меня «глюки» самодельные, со специальным фанерным кофром для перевозки. Устанавливаются они на стойку с самодельными приспособлениями для крепления. Вожу их с собой на концерты крайне редко, больше использую для записи.

Прочие ударные инструменты.

Это перкуссия, к которой мне довелось прикасаться, но необходимости приобрести её не возникло.

Ковбелл.

Разновидность стального четырёхугольного рупора, с узкой стороны закрытого. Извлечение звука происходит посредством удара барабанной палочкой по ковбеллу.

Клаве (Claves).

Щёлкающие музыкальные инструменты. Используются в паре. Выполнены в виде палочек, которыми стучат друг об друга с целью получить щёлкающий звук. Обычно сделаны из дерева. Я какое-то время использовал полые эбонитовые палочки. Потом перестал за ненадобностью.

Коробочка.

Небольшая деревянная коробочка прямоугольной формы. Для извлечения звука по ней следует ударить барабанной палочкой. Звук коробочки несколько похож на клаве. В моём случае коробочка также не нашла применения.

Методика занятий на перкуссионных ударных инструментах.

Практически в любой моей статье, касающейся какого-либо обучающего процесса игры, звучит слово «снимать». Перкуссия — не исключение. Я уже говорил, что для меня первым толчком к освоению перкашна стали просмотры живых выступлений «Квартала». В первую очередь, конечно, деятельность их перкуссиониста Николая Ксенофонтова. И здесь дело даже не в виртуозной технике игры и огромном разнообразии инструментов (что, разумеется, присутствует). А основная суть — в его замечательном чувстве вкуса и меры.

Неграмотное использование перкашна, попытка впихнуть его исключительно по принципу «чтобы было» утомляет и раздражает. Почти также, как слишком долгая и навязчивая игра на губной гармошке. К огромному сожалению, подобные горе-перкуссионисты — далеко не исключение.

Отрабатывать навыки игры, на мой взгляд, лучше всего с записями музыки латиносов или испанцев. Даже если Вы впоследствии такую музыку играть не собираетесь. При этом во время игры на шейкере или тамбурине в первую очередь важно найти позиции, при которых кисть руки не перенапрягается и не устаёт, и играть при этом получается сколь угодно долго. У меня это происходило опытным путём. Возможно, есть какие-то видео школы с разъяснениями.

Также важно смотреть, как играют более опытные товарищи и перенимать их опыт. И слушать родственную качественную музыку, где используется перкашн.

Заключение.

Для меня всегда было и остаётся загадкой, почему многие барабанщики (даже очень хорошие) практически не умеют обращаться с перкуссией. Казалось бы, специальности родственные. Но среди гитаристов мне встречалось гораздо больше людей, владеющих перкуссией, чем среди барабанщиков. Не понимаю, с чем это связано. Может быть, они просто не придавали перкашну серьёзного значения.

Перкуссия — прекрасное дополнение к основному музыкальному материалу, такая же изюминка, как бэк вокал. И использовать перкашн нужно только там, где без него действительно не обойтись.

Если Вам есть что добавить, обязательно оставьте свой комментарий.

рассказать друзьям и получить подарок

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *