Тексты песен.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Тексты песен.

Тексты песен являются бесценным багажом любой группы. Если бы не было тех, кто умеет придумывать тексты песен, все группы играли бы только инструментальную музыку.

Тексты песен: авторские группы и кавер-группы.

Тексты песен для авторских групп.

тексты песенКак уже ранее отмечалось, к авторской группе относится коллектив, исполняющий авторский материал. Как правило, в таком коллективе один человек — генератор идей и создатель всего материала. То есть и музыки, и текстов.

Встречается, конечно, наличие двух «генераторов» в одной группе — композитора и текстовика. Но такое бывает гораздо реже.

Требования к текстам песен менее жёсткие, чем к стихам. Главное, чтобы они не резали слух откровенными «ляпами» и банальщиной. Всё остальное, в принципе, можно простить. Поскольку во время исполнения песни воспринимается, в первую очередь, сочетание текста с музыкой. А текст, как самостоятельная единица, чаще всего слушателями не слишком запоминается. Исключение составляют хиты, в которых хотя бы текст припева должен быть написан так, чтобы он отложился в памяти после первого прослушивания.

Написание хитов — отдельная тема. Есть, конечно, определённые законы, по которым пишутся хитовые композиции. Но это не значит, что только стопроцентное их соблюдение сделает песню жутко популярной. Требуется также особое чутьё и креативность автора.

Написание текстов — не самое простое занятие. В восемнадцатилетнем возрасте я написал пару текстов на готовую мелодию. И даже исполнил эти песни на репетиции группы, с которой тогда начинал музыкальную деятельность. Эти песни не были плохими. Они были отвратительны…

После этого я довольно регулярно писал различные эпиграммы для студенческих «капустников». Переделывал тексты песен на популярные мелодии для студенческой команды КВН, где был капитаном. Не слишком напрягаясь, сочинял различные стихотворные поздравления к различным праздникам и юбилеям. До сих пор делаю это, в том числе на заказ. Даже если не слишком хорошо знаю человека, которому поздравление адресовано. Достаточно его словесного портрета от заказчика.

Но к текстам для песен авторских групп я больше не притрагивался никогда. Поскольку ещё в восемнадцать лет понял, что лучше быть хорошим исполнителем, чем посредственным автором. А написанием текстов и музыки должны заниматься только те, кто очень хорошо умеет это делать. Поскольку, на мой взгляд, писать песни можно только в том случае, если ты не можешь их не писать.

А в моём окружении, к счастью, такие люди есть. И совместно мы способны на очень серьёзные результаты. При условии, что каждый делает только то, что у него получается лучше всего.

Очень давно я был на дне рождения у своего товарища. В то время мы были знакомы примерно полгода. Он создавал очень хорошие песни, которые нравились не только мне. В его доме я наткнулся на тетрадь со стихами, которые он написал в пяти-шестилетнем возрасте. Когда начал читать, то просто обалдел от того, насколько они были хороши.

тексты песенУ него потребность к написанию стихов была заложена с рождения. И со временем он её только развил и укрепил. Его материал (как музыкальный, так и стихотворный) я считаю лучшим из тех, с чем приходилось работать.

Стоит добавить, что у человека также потрясающее чутьё на хиты и умение их создавать. А зовут его Олег Книжник. Именно он создал в 1995 году бит-группу «Гавайцы», которая успешно функционирует до сих пор. И в которой имею честь состоять я.

Увы, далеко не все придерживаются правила, что писать можно только тогда, когда не можешь не писать. Поэтому уровень текстов песен у большинства групп нашего города, скажем так, не слишком высокий. Но, в принципе, приемлемый.

Англоязычные тексты.

Многие отечественные группы находят выход из положения, сочиняя и исполняя песни на английском языке. Мне кажется, что этот вариант уместен только в том случае, когда автор владеет английским также, как родным языком. Это относится и к исполняющему песни вокалисту.

Вспоминаю очень хорошую статью о песнях на английском, которую я прочитал в московской клубной прессе в 2000 году. Автор проводил аналогии русского исполнения англоязычных песен с афро-американцем, который пел песню «Подмосковные вечера», старательно акцентируя некоторые слоги. Примерная выдержка из статьи «Ему казалось, что всё замечательно. А мы не то, что смеялись — мы умирали от хохота!»

Повторю ещё раз — сказанное относится не только к исполнению англоязычных песен, но и к написанию англоязычных текстов. Можно, конечно, это писать и исполнять, пользуясь тем, что очень немногие соотечественники не слишком хорошо владеют английским языком. Но лучше не надо.

Тексты песен для кавер-групп.

бас гитараЗдесь, в принципе всё понятно. Кавер-группа исполняет чужие песни. Текст в них уже написан, и думать нужно только об одном — как же этот текст запомнить.

Меня всегда удивляло, когда в авторской группе исполнитель поёт по бумажке песни, написанные им самим. И такие случаи — не редкость.

А вот для кавер-группы использование «талмудов» — обычное явление. «Талмудом» называется папка (тетрадь, отдельные листы бумаги), в которой напечатаны (или написаны от руки) тексты песен. Для кавер-исполнителя (в отличие от автора-исполнителя, на мой взгляд) это вполне допустимо. Поскольку песен в багаже хорошей кавер-группы неизмеримо больше, чем у группы авторской.

У меня с памятью всё хорошо. Почти весь материал, который играет «Алекс Бэнд», я помню наизусть. И талмудами пользуюсь крайне редко. Но всё же они у меня есть — четыре папки, в каждой из которых находится по 100 песен, напечатанных на листах формата А4. Это нужно мне, чтобы быстро вспомнить песню, которая давно не исполнялась. А также очень помогает, когда клиент хочет исполнить песню, но не помнит слов.

В процессе работы я выработал некоторые правила составления талмудов. Приведу их по пунктам и объясню, чем вызвана такая строгость.

1. Талмуд должен быть презентабельным.

Я неоднократно сталкивался с тем, что у весьма профессиональных исполнителей тексты песен были написаны от руки. Да ещё либо в мятых общих тетрадях с отрывающимися обложками, либо в каких-то амбарных книгах с графами «Приход — расход». Не следует забывать, что петь по этим талмудам предстоит не только Вам. А предоставить такой талмуд статусному клиенту в дорогом ресторане, на мой взгляд, просто немыслимо. Можно потерять и клиента, и работу.

Поэтому для ведения талмуда потребуется папка-скоросшиватель (только не картонная!), которая удобно встаёт на пюпитр. Тексты песен должны быть напечатаны. И каждый из них вложен в отдельный файл.

2. Талмуд не должен быть слишком большим.

Требование выходит из первого пункта. С очень большим талмудом крайне неудобно работать. К тому же он будет постоянно падать с пюпитра. А это не понравится никому. В том числе и Вам.

Для меня оптимальным является талмуд на 100 страниц. Это удобно и при составлении содержания: первый талмуд — от 1 до 100, второй — от 101 до 200 и т.д. Требования к содержанию мы рассмотрим в отдельном пункте.

3. Текст песни должен быть читаемым.

Следует учитывать, что работать, как правило, приходится в полумраке. И единственным освещением во время Вашего выступления в большинстве случаев будет светомузыка. И в этих условиях очень непросто прочитать текст, написанный от руки.

Для меня оптимальным является текст, напечатанный шрифтом 20 «Time New Romans«. Если текст занимает мало места на странице, я увеличиваю шрифт до 22 или 24. Если текст с трудом умещается на одной странице, использую шрифт 18. Мельче печатать крайне не рекомендую.

Части куплета у меня выделяются различными отступами от левого края страницы. Это нужно, чтобы не потеряться во время песни. Заголовки текстов я выделяю заглавными буквами и жирным шрифтом, обозначение «ПРИПЕВ» — заглавными буквами и курсивом.

Кроме того, в тексте я указываю структуру песни: количество тактов во вступлении и в соло, сколько раз звучит припев, в каком месте следует модуляция и т.д. Это очень полезно, когда играешь песню, которая давно не исполнялась. Ибо у нас всё завязано с фонограммой минус.

Если текст песни не умещается на одной странице, нужно печатать его на двух разных страницах. Таким образом, чтобы весь текст находился перед глазами, а страницу во время исполнения не нужно было переворачивать.

тексты песен

4. Требования к содержанию талмудов.

Когда имеешь несколько талмудов по 100 страниц, не так просто вспомнить, в каком талмуде находится нужная песня. Поэтому обязательно нужно составить содержание — как частное, так и общее.

Постраничное содержание (от 1 до 100, от 101 до 200 и т.д.) у меня есть в каждом талмуде. При этом имеется отдельная папка, где вложено «алфавитное» содержание. В ней в алфавитном порядке написаны названия всех песен, и напротив каждой из них указан номер страницы. Таким образом, найдя в алфавитном содержании нужную песню на букву «К», напротив которой будет стоять страница 208, я хватаю талмуд №3 (страницы 201-300) и быстро нахожу нужный текст.

Я не сказал ещё, что все папки у меня разных цветов, а также пронумерованы. При поиске это очень помогает.

5. Особенности нумерации страниц.

Не все четыре талмуда появились у меня сразу. «Текстовый» багаж накапливался постепенно, по мере развития коллектива. Поэтому новый лист с текстом вставлялся в папку сверху предыдущих. Чтобы для добавления нового файла с текстовым листком не снимать с креплений все предыдущие файлы.

Поэтому нумерация в моих папках диаметрально отличается от нумерации стандартных книг. Если по-человечески открыть мой законченный талмуд №1, то первая его страница будет с номером 100, а последняя — с номером 1. В остальных талмудах будет то же самое.

Заключение.

Для авторских групп очень важны адекватные и качественные тексты песен. Хорошо, когда в группе есть человек, который умеет их писать. Если такого человека нет, лучше всего обратиться к авторам, которые пишут заказные тексты песен. Здесь, конечно, потребуются вложения. Но это лучше, чем нести со сцены полный бред. В том числе, на английском языке.

Для исполнителя в кавер-группе хорошо оформленный талмуд является прекрасным заменителем памяти. И чтобы зарабатывать музыкой, не следует пренебрегать основными правилами ведения талмудов.

Если Вам есть, что добавить, обязательно оставьте свой комментарий.

рассказать друзьям и получить подарок

Тексты песен.: 2 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *