TC Helicon H1

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

TC Helicon H1

Расскажу про свое недавнее приобретение — вокальный гармонайзер TC Helicon H1 Vocetone, интереснейшее подспорье для вокалистов, вынужденных петь в одиночку, но мечтающих о хорошей бэк-вокальной секции.

На Ютубе, конечно, имеются достойные видео, показывающие основные принципы работы этого замечательного, на мой взгляд, прибора. Я же хочу поделиться своим опытом работы с ним в реальной концертной практике.

 Для кого нужен и где применяется TC Helicon H1?

Выше уже сказано, для кого. Повторю: для вокалистов, вынужденных петь в одиночку, но мечтающих о хорошем бэк-вокале. Однако вокалист вокалисту — волк, то есть рознь. Тем, кто рычащим голосом исполняет Хеави Метал Роск и нечто подобное, такой процессор точно не подойдет. Также он не прокатит для музыки, исключающей хоть какое-то подобие многоголосного пения. Также не уверен, что им смогут максимально эффективно пользоваться вокалисты-одиночки, не играющие на электроакустической гитаре (позже объясню, почему).

А вот мне, как вокалисту-каверщику, TC Helicon H1 в самый раз. Работая один под минусы, я играю на электроакустике, которую подключаю к процессору. Когда мы работаем вдвоем под минусы (оба играем на гитарах, моя подключена к гармонайзеру), хоть гитарист мне и подпевает, но иногда третьего голоса не хватает. Да и в полностью живом коллективе, где я играю на бас-гитаре, к процессору подключен инструмент нашего гитариста. А самое главное — наша музыка не то, что не исключает, а именно требует многоголосного пения.

Очень хорошо использовать гармонайзер в случаях, где требуется исполнение партии бэк-вокала высоким голосом. Живой бэк-вокалист ее может и не вытянуть, а вот прибор с успехом справится.

Еще хочется обратить внимание на проекты, в которых одновременно поют дамы и мужчины. Я не говорю о дуэтных песнях, разговор только про бэк-вокальные партии. Из-за разной тесситуры мужского и женского голосов мужской бэк-вокал, например, нередко звучит достаточно похабно в сочетании с основным женским вокалом. Если, конечно, даме не подпевает в верхней тесситуре кастрат или манерное существо неопределенного пола  (хотя это звучит еще похабнее). Поэтому, на мой взгляд, будет лучше, если мужчине гармонайзер поможет мужскими бэками, а даме — женскими.

Отдельно стоит сказать о возможности использования гармонайзера для студийной записи. Я думаю, что это лишнее. Если при живом исполнении создается впечатление, что поют живые люди, то на записи эти люди живыми уже не выглядят.

Зато H1 Vocetone может здорово помочь в вычислении второго и третьего голоса, даже при наличии нормальных бэк-вокалистов. Для этого достаточно просто подключить гармонайзер через Aux микшерного пульта (как это сделать, будет сказано позже), пропеть фразу и записать только обработанный прибором голос. А потом прослушать, запомнить и спеть на записи второй и третий голос (верхний или нижний) самостоятельно, без гармонайзера.

Теперь же пора перейти непосредственно к детальному рассмотрению этого прибора, а также к работе с ним в реальной концертной практике.

Как работать с TC Helicon H1.

 Основные функции и подключение гармонайзера.

Для наглядности буду использовать выписки из инструкции на H1 Vocetone. К сожалению, она на английском языке. Но при желании можно ее перевести, да и я свои комментарии обязательно под каждой картинкой оставлю. Начнем с первого рисунка. Вот что у нас есть:

1- Кнопка включения — выключения (футсвитч) обработки вокала.

2 — Сквозной гитарный выход (подключаем джеком гитару к входу 14, и сигнал без изменения с выхода 2 опять же джеком направляем в микшерный пульт или гитарный комбик).

3 — Изменение фазы гитарного сигнала. Не совсем понимаю, для чего это нужно, я этой кнопкой не пользуюсь. Если верить переводу, то нажимается, если при подключении гитары к гармонайзеру слышится посторонний шум или фон.

4 — Регулятор управления уровнем микрофонного сигнала. Позже поговорим, в какое положение его лучше устанавливать.

5 — Выбор гармонического ключа. Сразу скажу, что в моем случае используется только положение Guitar, поскольку моя электроакустика обязательно подключена к TC Helicon H1. В этом случае процессор по извлекаемым из гитары аккордам очень точно и быстро вычисляет бэки для основного голоса.

Петь с процессором без гитары, с выбором соответствующего тональности песни гармонического ключа, до определенного момента я не пробовал. Но у моего гитариста на гитарной примочке тоже есть функция гармонайзера, и когда он пытается сделать с его помощью вторую гитару, играющую в терцию, то результаты, мягко скажем, не самые удовлетворительные. Некоторые ноты безбожно привираются.

С вокалом без подключения гитары будет то же самое. Даже с гитарой гармонайзер не всегда может правильно вычислить вокальную партию (особенно в сложных по гармонии песнях). Нетрудно догадаться, что без инструмента будет все гораздо печальнее. А ведь в некоторых песнях могут быть модуляции, и не единожды. Именно поэтому я в самом начале написал, что не играющие на гитаре вокалисты-одиночки не смогут максимально эффективно воспользоваться гармонайзером.

Приведу пример. У меня во время работы в ресторане с гитарой авария приключилась — открутилась гайка крепления джекового гнезда, и гнездо ушло внутрь корпуса гитары. Джек уже не подключишь. Решил поработать с прибором без электроакустики. Выставил ключ (5) на G и выбрал максимально простую песню «Alice» Криса Нормана (всего три мажорных аккорда). И что бы вы думали? Не прокатило. На припеве на первых двух аккордах (тоника и субдоминанта) — нормально, а на доминантном аккорде — лажа. Вот такие дела.

Здесь же уместно заметить про некоторых вокалистов (особенно женского пола), которые отродясь ни на каком музыкальном инструменте не играли. Такие певцы и певицы слабо представляют себе, что такое тональность вообще (среди моих знакомых певиц такое, увы, не редкость). И как они тональности будут вычислять, чтобы правильно гармонический ключ на приборе выставить?

Надо сказать, что среди моих знакомых певиц немало и таких, у кого и своего микрофона отродясь не было. Это притом, что петь они умеют весьма и весьма неплохо. Они могут потратиться на концертное платье и туфли, но на музыкальную аппаратуру — никогда. А если у них даже микрофона своего нет, то на хрена они будут покупать гармонайзер?

6 — Выбор аранжировочных решений для бэк-вокала: нижние или верхние голоса (один или два) различных интервалов, сочетание верхнего и нижнего голосов. Приведу еще одну выписку из инструкции, касающуюся «иконок» соответствия голосам:

7 — Балансный микрофонный вход XLR, к которому напрямую подключается микрофон (далее по тексту — классическое подключение), или же выполняется подключение с выхода Aux микшерного пульта (подробнее об этом будет позже). Обратите внимание: если прибор включен в сеть, то на этот вход ВСЕГДА подается фантомное питание. Это большой плюс — к H1 Vocetone можно подключать конденсаторные микрофоны, и они будут звучать. Но при этом можно использовать ТОЛЬКО сбалансированные провода XLR-XLR, где задействованы все три контакта.

8 — Балансный микрофонный выход, через который прибор подключается к микшеру. Желательно также с помощью сбалансированного провода XLR-XLR.

9 — Разъем для подключения блока питания (12 Вольт).

10 — USB-разъем для подключения к компьютеру. Нужен для периодического обновления прошивки прибора. В инструкции сказано, что бесплатное обновление можно скачать на сайте www.tc-helicon.com\voicesupport.

11 — Световой индикатор входного уровня сигнала (зеленый — сигнал есть, красный — перегрузка).

12 — Регулировка микса исходного (левая сторона) и обработанного сигнала (правая сторона). О грамотной установке поговорим позже.

13 — Кнопка «Микрофонный контроль». Доступно только при использовании микрофона TC Helicon МР-75. Как я понял из перевода, если у нас есть микрофон МР-75, то при нажатой кнопке 13 мы будем включать и выключать обработку не ногой (футсвитч 1), а нажимая кнопку на этом микрофоне.

Меня эта функция не интересует, ибо у меня хорошие микрофоны (преимущественно Shure), звук которых я знаю и ценю, а вот что ожидать от этого — не представляю. И не собираюсь покупать его только для того, чтобы включать прибор пальцем, а не ногой. Хотя, конечно же, эта функция может уберечь прибор от преждевременного выхода из строя ножного футсвитча.

14 — Разъем Джек для подключения гитары (см. пункт 2). Нужен для того, чтобы по гитарным аккордам TC Helicon H1 правильно вычислял бэки для основной вокальной партии.

15 — Световой индикатор активности прибора. Если при нажатии фуствитча (1) загорается красным, то прибор активен, и звучит многоголосье.

Классическое подключение микрофона и гитары к гармонайзеру выглядит следующим образом:

Установка положения регуляторов TC Helicon H1.

При подключении микрофона к H1 Vocetone сначала следует установить корректный уровень микрофонного сигнала: чтобы не было перегрузок (когда индикатор 11 продолжительное время горит красным) и обратной связи на Вашей аудио системе. Для меня также оптимально, чтобы уровень микрофонного сигнала, подключенного к процессору, был примерно равен уровню сигнала микрофона, подключенному к микшеру напрямую. В моем случае положение регулятора микрофонного уровня будет примерно таким:

Здесь уместно привести выписку из инструкции из часто задаваемых вопросов.

«Почему я слышу перегрузки? — Установлен слишком высокий уровень микрофонного сигнала. Добейтесь, чтобы световой индикатор постоянно горел зеленым и лишь изредка загорался красным».

Следующий важный регулятор — микс между исходным и обработанным сигналом (12). Нужно добиться такого уровня подпевок, чтобы они не перекрывали основной вокал и были лишь приятным дополнением. При классическом подключении микрофона к гармонайзеру у меня это выглядит следующим образом:

На этой картинке также показано, что регулятор выбора гармонического ключа (5) у меня установлен в положение Guitar. Я уже объяснял, почему. Если же Вы поете без использования гитары, то нужно выбрать ключ, соответствующий тональности Вашей песни. Буду признателен, если в комментариях Вы напишете, что у Вас при этом получилось.

И, наконец, регулятор аранжировки бэк-вокала (6). Здесь — исключительно дело вкуса. Каждый выбирает для себя, какие подпевки ему нужны (и нужны ли вообще) для каждой конкретной песни. Про себя могу сказать, что я стараюсь не петь «с кондачка», без предварительного прослушивания в домашних условиях. Хорошо, что у меня еще есть возможность вычислять подпевки, когда я работаю в своем ресторане и там мало людей. На выездных мероприятиях я себе такого не позволяю.

С опытом работы я уже в 80% случаев интуитивно вычисляю оптимальный бэк вокал. Но в 20% все-таки не угадываю, и подпевки звучат не совсем так или совсем не так, как бы мне хотелось. Поэтому дома я делаю для себя вот такие шпаргалки:

Обратите внимание, что у меня имеются варианты «или — или», а также песни, где сначала подпевает один голос (например, в первом припеве), а со второго припева — уже два голоса. Приходится переключать аранжировщик на ходу, во время проигрышей. Не так удобно, как при однократной установке, но красота требует жертв.

Также я не употребляю крайние верхние или крайние нижние одиночные подпевки (∧ или ∨), а также их сочетание (∧∨). Фигня получается.

Другие приборы TC Helicon.

Кроме гармонайзера H1 Vocetone у TC Helicon есть еще вот такие приборы обработки вокала:

Про микрофон МР-75 мы уже говорили. Еще имеются педали:

  • Т1 — компрессор, дэ-эссер и эквалайзер;
  • D1 — педаль эффекта дублирования голоса; добавляет второй голос в унисон или октаву.
  • R1 — педаль с эффектом реверберации.
  • C1 — эффекты коррекции тона (от слабозаметных до дичайших, если верить рекламному описанию).

Из этих приборов вокалисты-маньяки могут собрать педалборд, как это делают гитаристы-маньяки, обожающие геморрой с подключением и коммутацией такого количества приборов. Зато, якобы, всё по фэн-шую.

В инструкции показано, в какой последовательности следует устанавливать эти педали:

Когда я готовил эту статью, то наткнулся еще на прибор Е1 — педаль для создания вокальных эффектов задержки и эха. По логике, она в цепочке педалей устанавливается последней,  после R1 и перед микшерным пультом.

Замечу, что ни одна из этих педалей мне на фиг не нужна (кроме Н1, разумеется). У меня есть цифровой микшерный пульт Behringer X-Air XR16, где имеется все, что нужно для вокальной обработки: де-эссер, параметрические эквалайзеры, динамическая обработка, шумоподавители, реверберация и задержка. И всё это без лишнего геморроя и утомительной коммутации.

Функция дублирования голоса мне в принципе совершенно ни к чему. А что насчет эффектов коррекции тона… Извините, уважаемые товарищи вокалисты, но петь надо так, чтобы об этой хрени даже не задумываться. Иначе зачем вообще петь?

Подключение через Aux микшерного пульта.

Еще одна выписка из инструкции:

«Могу ли я использовать процессор через Aux посыл / возврат? — Да. Установите микрофонный уровень прибора на минимум для согласования линейного уровня Вашего микшера».

«Нужен ли мне Ди-бокс для соединения прибора с микшером? — Нет».

Следует детально разобрать оба утверждения. Ибо и то, и другое справедливо с некоторыми оговорками.

Использование Ди-бокса.

Начнем с конца, то есть с Ди-бокса. При классическом подключении микрофона к процессору, а из него к микшерному пульту сбалансированными проводами XLR-XLR, Ди-бокс действительно на фиг не нужен. Не понадобится он также, если подключать гармонайзер через Aux Send к моему цифровому микшеру Behringer X-Air XR16. Ибо у него выходы Aux  Send выполнены на разъемах XLR.

В аналоговых микшерах Aux Sends в подавляющем большинстве случаев джековые. И здесь без Ди-бокса, увы, не обойтись. Не забываем, что на микрофонный вход прибора постоянно подается фантомное питание. Поэтому провода «Джек папа — XLR папа» здесь точно не прокатят. А подключать гармонайзер придется следующим образом (на этом рисунке — с выхода Aux Send 1 микшерного пульта):

На рисунке красные стрелочки — это сбалансированные провода XLR-XLR, синяя — провод джек-джек. Обратите также внимание на положение регуляторов Aux Send 1 (выделено красными кругами): посыл микрофонного канала (на рисунке — крайний левый) и Master Aux  (крайний правый) установлены примерно на 12 часов (можно больше, можно меньше), а вот посыл канала (второй слева), к которому подключен гармонайзер, установлен в минимальное (крайнее левое) положение. Ибо этот канал выполняет роль возврата с эффекта, и если с него посылом Aux 1 направить сигнал на этот же эффект, то обратной связи не миновать. Вот еще что важно: посыл Aux 1, направляемый на процессор, должен быть в пост-фейдерном режиме.

Теперь обратим внимание на положение регуляторов H1 Vocetone при подключении его через Aux микшерного пульта. Сначала регулятор микрофонного уровня (4), который должен быть установлен на минимум, чтобы не было перегрузок:

И, наконец, регулятор микса (12), который должен быть установлен на максимум, в крайнее правое положение:

Это для того, чтобы на канале, куда подключается гармонайзер, был только обработанный сигнал. Другими словами — только бэки, без основного вокала. Они регулировкой фейдера этого канала будут подмешиваться к основному вокалу в нужной пропорции.

Теперь давайте выясним, нужно ли вообще подключаться через Aux, если классическое подключение само по себе оптимально.

Использование Aux при вычислительной записи.

Я уже упоминал, что подключение через Aux уместно, когда записываешься исключительно для вычисления подпевок живых бэк-вокалистов (при их наличии) для концертной практики. Или же для записи — в этом случае Вы сами можете стать своим персональным бэк-вокалистом в нескольких лицах. Разберемся, как при этом подключаться.

Если первый посыл Aux Send 1 микшера у нас используется для процессора (см. рисунок подключения через Ди-бокс), то с выхода второго Aux Send 2 мы направляем обработанный сигнал с канала, к которому подключен гармонайзер, на записывающее устройство или портостудию. И у нас пишется только бэк-вокал, без основного голоса.

При этом на H1 Vocetone выбираем поочередно одиночные треугольники-иконки (например, сначала нижний, потом верхний, можно и наоборот) и пишем одиночные бэки. Это гораздо удобнее для последующего запоминания, чем мучиться с вычислением одновременно записанной двухголосной партии.

Использование Aux в концертной практике.

Когда я прочитал в инструкции, что TC Helicon H1 можно подключать через Aux, я возликовал. И очень досадовал, что сразу не додумался до этого самостоятельно. Это потому, что в полностью живом коллективе основными вокалистами являемся я и наша певица Рита Ковалева.

Я рассуждал, что теперь нам не придется покупать еще один гармонайзер для Риты, поскольку при подключении через Aux каждый из нас получит свои подпевки: Рита — женские, а я — мужские. Главное, чтобы второй вокалист во время пения первого к микрофону не подходил.

Я решил опробовать подключение через Aux цифрового микшера на первом же выездном мероприятии. Дома, конечно же, проверил, что всё работает. Несколько странный звук объяснил себе тем, что в боевых условиях разберусь на ходу. Как же я заблуждался…

При отстройке звука я проверил, что микрофонный регулятор прибора установлен в минимальное положение, а микс — на максимум. Поговорил в микрофон, послушал, что эффект при включении прибора имеется в наличии. Ура, можно работать!

Однако во время выступления с вокалом стали твориться какие-то чудеса. Во-первых, перегрузки. Во-вторых, странный противный звук голоса, не управляемый эквалайзером. И гитарист мне жаловался, что когда я включаю гармонайзер, почему-то его гитара тоже звучит многоголосьем. Поэтому в первом отделении я доработал без включения H1 Vocetone, а в перерыве подключился классически. И сразу же стало всё нормально.

Что же это было?  Думаю, что даже при неактивном гармонайзере на канал возврата с прибора приходил звук, дублирующий основной сигнал. Отсюда вся фигня с перегрузками и невозможностью эквалайзером скорректировать звук — ведь я его пытался улучшить только на микрофонном канале.

Дома, в спокойной обстановке я также увидел, что у меня на цифровом пульте выведен не только посыл моего вокала, но также посыл гитары и фонограммы. И все они также шли на канал возврата. А мне казалось, что я их убирал…

С тех пор я использовал только классическое подключение. Через Aux я, конечно, еще буду пробовать. Но только на репетиции, когда будет возможность услышать всё на полноценном звуке, а не в домашних условиях. Тогда и сделаю окончательные выводы, как лучше работать. И, разумеется, после этого подредактирую эту статью.

Засады при работе с гармонайзером.

Сейчас поговорим о граблях, на которые я уже наступал при работе с TC Helicon H1 в реальных боевых условиях.

1. Начнем с забывчивости. Это когда, например, спел последний припев песни с помощью гармонайзера, а выключить футсвитч позабыл. И следующую песню, в которой гармонайзер на фиг не нужен, начинаешь петь несколькими голосами.

2. Теперь — о невнимательности. Работал я как-то в своем ресторане и всё удивлялся — что за лажа многоголосная звучит? Оказалось, что регулятор выбора гармонического ключа (5) был установлен не в в положение Guitar, а в непонятно какую тональность.

Такая же фигня может случиться и с вокалистами, работающими без гитары. Даже если установлена правильная тональность, а тут раз — и модуляция. А о том, что ключ надо  своевременно поменять, мы не подумали.

Здесь же можно написать и о том, когда по ошибке берешь на гитаре не тот аккорд, который следует. Бэк-вокальная лажа обеспечена. Поэтому при активном приборе на правильное взятие аккордов следует обратить особое внимание.

3. Песня с непростой гармонией. Я с давних пор хотел петь шикарную многоголосную песню «Знаю только я» (группа «Машина Времени»). Но не было партнеров-единомышленников, с которыми ее можно было бы исполнить. Купив прибор, я думал, что моя мечта сбылась. Хренушки… Не поспевает H1 Vocetone за гармонией и подпевает всякую фигню. Бывает и такое. И этот случай — не единичный.

4. Неверный выбор аранжировочных решений, то есть иконок-треугольничков. Я уже писал, что стараюсь не использовать гармонайзер «с кондачка». Иначе могут ждать сюрпризы. В том числе и описанные в предыдущем пункте.

5. Пение верхних нот на пределе. При этом могут быть как небольшое недотягивание, так и не самые благородные призвуки. И если иконки гармонайзера выставлены на верхние голоса, то прибор продублирует ваш нестроевич в лучшем виде. То есть — в худшем.

6. Во время работы немного расстроилась гитара, подключенная к гармонайзеру. Будьте уверены — многоголосный нестроевич обеспечен. Здесь же можно сказать и об осторожности при взятии альтерированных аккордов на гитаре (например, 7+ 9-). Прибор может этого и не понять. Поэтому при активном TC Helicon H1 максимум можно взять обычный септ-аккорд или аккорд maj. Остальные альтерации находятся в зоне многоголосного вокального риска.

7. И в заключение следует сказать о чувстве меры при работе с прибором. Когда я впервые опробовал его в реальных боевых условиях, то первое и второе отделение моего музыкального вечера были слишком многоголосными. Я всё понимал, но ничего с собой поделать не мог. Ибо дорвался.

Опомнился я только к третьему отделению, с которого начал чередовать многоголосье с одноголосьем. Ибо когда хорошего слишком много, это далеко не всегда хорошо. Может  быстро надоесть как Вам, так и Вашей публике.

Успехов Вам, дорогие братья и сестры-вокалисты!

Если Вам есть, что добавить, обязательно оставьте свой комментарий.

рассказать друзьям и получить подарок

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *