Сообщество ресторанных музыкантов.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Сообщество ресторанных музыкантов.

Сообщество ресторанных музыкантов — особая каста исполнителей. Без прохождения ресторанной школы развитие музыканта и коллектива считается неполноценным.

В этой статье будет рассмотрена специфика работы музыкального коллектива в ресторане.

Специфика ресторанной работы.

Достоинства и недостатки ресторанной работы.

Уже больше семи лет я не вхожу в сообщество ресторанных музыкантов. Но полноценной работе на корпоративных мероприятиях, которой я занимаюсь, предшествовала долговременная ресторанная работа. И вот что она мне дала:

  • наработка серьёзного музыкального материала;
  • понимание, какую музыку и в какой последовательности нужно играть для удовлетворения пожеланий публики;
  • понимание психологии клиента;
  • умение общаться со «сложными» клиентами;
  • умение гибко выстраивать музыкальную программу в зависимости от настроения аудитории;
  • полный комплект звукового оборудования, купленный на заработанные в ресторане деньги.

К несомненным достоинствам ресторанной работы относится также её определённая стабильность. У Вас есть площадка, где Вы постоянно работаете, скажем, два раза в неделю. (Мне доводилось работать в одном ресторане 6 дней в неделю. Это было очень жёстко!) Есть стабильная «гарантия» и возможность дополнительного заработка на заказах песен. По договорённости с администрацией, можно изредка пропускать работу, если у Вас «нарисовалась» работа на корпоративе в другом месте.

сообщество ресторанных музыкантовСледует отметить и недостатки этой работы. В первую очередь, её негативное влияние на музыкальную личность исполнителя. Вспоминаю одного знакомого поющего клавишника, который работал в ресторане с 16 лет. Я познакомился с ним, когда нам было по 20. Почти любую песню он мог играть после первого прослушивания, довольно чисто пел.

Но по его манере пения сразу угадывался «лабух». А играть в коллективе для него было равносильно расстрелу. В группе у каждого участника своя определённая функция. А он привык на клавишах играть один за всех, и, конечно, всегда перетягивал одеяло на себя. Парень был «заточен» только для сольной ресторанной работы, и ни для чего более.

Мне и моему напарнику из «Алекс Бэнд» в этом отношении повезло больше. Мы начали музыкальную деятельность не с ресторана, а с авторских проектов. То есть в первую очередь с творчества. И к ресторанной работе подошли в целом сформировавшимися музыкантами, в 25 лет, то есть уже в сознательном возрасте. Поэтому для нас ресторан стал лишь дополнительной ступенью развития. И как творческие личности мы в ресторане не умерли.

Также к недостаткам ресторанной работы относится необходимость периодической кардинальной смены репертуара: и постоянным клиентам, и администрации ресторана всегда будет казаться, что Вы играете одно и то же. Даже если Вы обновите репертуар процентов на 80. А на корпоративах Вы работаете для разных людей, и обновление репертуара может происходить нечасто и незначительно.

Работа музыканта в ресторане.

Рассмотрим основные аспекты успешной ресторанной работы. Начнём по порядку.

Устройство на работу в ресторан.

сообщество ресторанных музыкантовЛюбое устройство на работу начинается с собеседования. Помните, что встречают по одёжке. Если Вы придёте на собеседование в строгом костюме и начищенной до блеска обуви, Вы создадите правильное впечатление. Если в рваных джинсах, мятом свитере и кроссовках — соответственно, неправильное.

Желательно взять с собой на собеседование Ваш музыкальный репертуар, распечатанный на листах формата А4 и подшитый в папку. Так будет легче объяснять, что Вы играете.

На собеседовании обязательно обговаривайте:

  • начало и окончание Вашего рабочего времени;
  • количество отделений за вечер (оптимально — 3) и время каждого отделения (оптимально — 40-45 минут);
  • длительность перерывов между отделениями (оптимально — 15 минут);
  • возможность работы на аппаратуре ресторана (если таковая имеется);
  • варианты гарантированной оплаты (оптимально — по окончании каждого вечера);
  • возможность ужина Вашего коллектива за счёт заведения.

Последний пункт не является обязательным. Я, например, после 19-00 стараюсь не есть. Но насчёт бесплатного чая в перерывах договариваюсь всегда. Поскольку вокалисту после 45 минут непрерывного пения, да ещё перед следующими отделениями, обязательно нужно промочить горло. А лучше всего для этого подходит чай.

Не поленитесь осмотреть ресторанную аппаратуру, если Вам предстоит работать на ней. Определите, нужно ли будет привозить что-то из своей аппаратуры. Очень нехорошо, когда, приехав на работу, Вы обнаружите, что количество каналов местного микшерного пульта крайне ограничено, и пульт слишком удалён от сцены. А Вы с собой ничего не взяли — ведь Вам сказали, что в ресторане аппаратура есть…

После устройства в одно заведение, мне пришлось за пару дней до первой работы покупать очень длинные коммутационные кабели, проводить их под потолком и намертво там закреплять, чтобы наш пульт подключить к удалённому местному. Делалось это с расчётом на долговременное пребывание в этом ресторане. И мы проработали там целый год. А если бы я заранее не узнал об этих нюансах, первая работа в нём однозначно бы сорвалась. И, конечно, о последующей работе не было бы речи.

Рабочее время.

Приезжать в ресторан следует раньше оговоренного срока начала работы. Насколько раньше — зависит от того, сколько времени Вам потребуется на подключение и подготовку.

В случае непредвиденной сверхурочной работы выясните у администрации, кто будет оплачивать это время — ресторан или клиенты. Дополнительная оплата должна быть почасовая; сумму оплаты нужно сразу оговорить. Лучше всего, когда каждый час оплачивается перед его началом.

Возможен вариант, когда Ваше рабочее время закончилось, но клиенты не унимаются и щедро оплачивают каждую последующую песню, которую Вы играете для них на заказ (это называется — «пАрнас попёр«). Уточните у администрации, можете ли Вы продолжать в том же духе. Особенно важно решить этот вопрос, когда заведение находится внутри жилого дома. И за громкую музыку после 23-00 жильцы этого дома, как правило, вызывают наряд милиции.

Ещё один немаловажный аспект. Некоторые клиенты платят за то, чтобы спеть под Ваше сопровождение. Как правило, сами они поют очень плохо. На корпоративах, где все гости хорошо друг друга знают, их пение — явление нормальное. В ресторане публика разная, поэтому далеко не всем будет приятно слушать нестройное «козлиное блеяние» незнакомого, да ещё нетрезвого человека. Заранее решите с администратором, принята ли в их заведении практика пения клиентов. И только после положительного ответа предоставляйте гостям микрофон.

Построение музыкальной программы.

Структура музыкальной программы вечера зависит от многих факторов: количество гостей в ресторане, специфика вечера (проводится ли в этот день банкет), общее настроение публики. Но всё же существуют некоторые универсальные подходы, которые мы рассмотрим.

Начало программы, как правило, должно быть относительно тихим и спокойным. Вполне уместен исключительно инструментальный блок, если Вы практикуете подобное. Во время первого отделения дайте гостям привыкнуть к обстановке и музыке. Постарайтесь выбрать такой уровень звучания, чтобы гостям было комфортно разговаривать друг с другом. Старайтесь избегать тоскливых композиций в миноре. Пусть песня будет в медленном или среднем темпе, но мажорная и позитивная. Ближе к концу первого отделения чуть-чуть повышайте и уровень громкости, и уровень энергичности материала.

Во втором и третьем отделениях внимательно следите за реакцией гостей на музыкальный материал. Если во время исполнения относительно «зажигательной» композиции несколько человек вышли на танцпол, следующая песня должна быть ещё более зажигательной — не отпускайте гостей из танцевального пространства. Далее придерживайтесь принципа: три энергичных песни — одна медленная.

В сорокапятиминутное отделение умещается примерно 12 песен. Значит, у Вас будет приблизительно три таких блока за отделение. Если после медленной песни почти все танцующие уселись за столики, можно играть что-то в среднем темпе, убавив громкость звучания. Ибо зачем «зажигать», если никто не танцует?

Старайтесь свести к минимуму паузы между песнями. Во время длительных пауз гости уходят с танцпола, и уровень накала и драйва существенно понижается. До того, как Вы закончите звучащую композицию, нужно понять, какую песню Вы будете играть следующей. Ещё лучше, когда она уже будет подготовлена для загрузки.

В статье «Как создать группу» я отмечал, что в ресторанной работе не следует включать в основной список хорошо заказываемые «денежные» песни. Логика ясна: зачем играть эти песни бесплатно, если с их помощью можно заработать дополнительно? Здесь же хочу отметить важность принципа «Утром деньги — вечером стулья» при заказе песни клиентом. После того, как Вы уже исполнили заказанную песню, не всегда получается получить причитающуюся сумму.

Также у Вас всегда должен быть с собой подшитый в отдельную папку список песен, который исполняет Ваш коллектив. Это — Ваше музыкальное меню, которое Вы предоставляете гостям для заказа, если они не знают, что выбрать.

Личная аппаратура.

Как уже отмечалось, аппаратура есть далеко не во всех ресторанах. В таких случаях приходится эксплуатировать личный комплект. Если работа разовая, то аппаратура Вами привозится и в этот же вечер увозится. Но при стабильной работе постоянно возить её не хочется: это дополнительные усилия и время на транспортировку и подключение. Допускается оставлять свою аппаратуру в заведении, но с некоторыми оговорками:

  • На стадии переговоров объясните администратору, что аппаратура является Вашей собственностью, и никто, кроме Вас, не может эксплуатировать её, если Вы при этом не присутствуете. Более того, без Вас до неё нельзя даже дотрагиваться, тем более, недопустимо что-нибудь отсоединять и куда-нибудь перемещать.
  • Создайте техническую невозможность включения аппаратуры без Вас. Один из самых простых вариантов — по окончании работы всегда убирайте все сетевые удлинители.
  • Оставьте рядом с аппаратурой записку приблизительно такого содержания: «Данная музыкальная аппаратура является собственностью работающих здесь музыкантов, и может использоваться только ими. Использование аппаратуры, включение её в сеть, перемещение в пространстве и даже прикосновение к ней категорически запрещается!» Как правило, это работает.
  • В случае несанкционированного использования Вашей аппаратуры другими музыкантами ВСЕГДА устраивайте жуткий скандал с привлечением администрации заведения. Чтобы неповадно было. Не бойтесь вылететь за это с работы — если на Вашей аппаратуре кого-то прослушивали, значит, Вам уже ищут замену.
  • Придерживайтесь тех же принципов в отношении чужой аппаратуры и никогда не трогайте её без разрешения хозяев.

Ещё одно замечание, касающееся личной аппаратуры. Если в процессе работы у Вас произошёл конфликт с администрацией, особенно затрагивающий какие-либо финансовые интересы, в этот же вечер увозите аппаратуру из ресторана. Иначе на следующий день Вам скажут, что свою аппаратуру Вы сможете вывезти только в том случае, если заплатите какую-либо неустойку. И, скорее всего, Вам придётся принять их условия. Поскольку у них появятся дополнительные рычаги воздействия на Вас. Я с этим сталкивался. Поверьте, было очень неприятно.

Вот, пожалуй, все основные аспекты работы сообщества ресторанных музыкантов. Я повторяю ещё раз, что ресторан — очень хорошая ступень развития музыканта. Но если раствориться только в этой работе, то весьма велика возможность музыкальной деградации. Надеюсь, с Вами этого не произойдёт. Успехов!

Если Вам есть что добавить, обязательно оставьте свой комментарий.

рассказать друзьям и получить подарок

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *