Репертуар кавер-группы.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Репертуар кавер-группы.

репертуар кавер-группы

Правильно определить репертуар кавер-группы – пожалуй, одна из основных задач любого начинающего коллектива. Поскольку верный выбор репертуара именно на начальном этапе развития молодого коллектива определяет, как долго он продержится. И сможет ли такая группа существовать вообще.

Отсюда возникает законный вопрос:

Как правильно определить репертуар кавер-группы на начальном этапе существования?

Пути и перспективы развития молодого кавер-коллектива достаточно подробно описаны мной в статьях «Как создать группу» и «Сообщество ресторанных музыкантов». Вопросы репертуара в них косвенно затрагивались. Здесь я хочу более подробно обратить Ваше внимание на основные критерии выбора музыкального материала, используемого в ресторанной и корпоративной работе.

Думаю, что вокалистов, работающих под минусовые фонограммы без живого инструментального сопровождения, эта статья будет затрагивать в меньшей степени. Так же, как исключительно инструментальные коллективы. Эта информация будет наиболее полезна участникам полноценных и уменьшенных вокально-инструментальных ансамблей.

В статье «Живая музыка» мной дано определение полноценной и уменьшенной группы. Напомню:

  • Полноценная группа – это коллектив, работающий полностью «живьём», без применения «минусовой» фонограммы. Минимальный состав такого ансамбля – три человека, т.е. барабаны – бас – гитара (клавиши). Один из исполнителей при этом является вокалистом.
  • Уменьшенная группа – это коллектив, использующий «минусовки», но добавляющий «живости» звучания с помощью различных музыкальных инструментов (гитара, баян, саксофон, прочие духовые инструменты, губная гармоника и т.д). Минимальный состав – два человека, один из которых поёт.

По обширности репертуара возможности уменьшенного коллектива значительно выше полноценного. Ибо с фонограммой работать проще, чем полностью «живьём». Но полноценный коллектив гораздо интереснее, чем «фонограмщики». Да и публикой хорошая полноценная группа воспринимается гораздо лучше, чем уменьшенная.

Именно поэтому наш ВИА «Алекс Бэнд» в настоящее время пошёл по пути полноценной кавер-группы, пригласив на постоянную работу барабанщика. Из двух поющих гитаристов с фонограммами мы превратились в команду «бас гитара (вокал) – гитара (бэк-вокал) – барабаны». При этом ноутбук с фонограммами песен мы также используем в работе, заполняя то, что в таком составе невозможно сыграть полностью живьём.

Однако пора снова обратить свой взор на репертуар кавер-группы. А то вступление получилось достаточно длинное.

 

Репертуар кавер-группы. С чего начать?

2015-04-19-22-54-44.jpg

Как я уже отмечал, одной из главных проблем начинающей группы является «С чего начать?» Нередко «каверщиками» становятся авторские коллективы, когда приходят к пониманию, что заработать деньги авторским материалом крайне трудно. А чаще всего, просто невозможно. При этом обязательно звучит волшебная фраза: «Всё, садимся в кабак!» После чего начинается подготовка к ресторанной и корпоративной работе в виде репетиций.

Досадно, что большинство начинающих участников кавер-групп крайне слабо представляют, какой материал необходимо готовить. И выбирают репертуар, основываясь на своих представлениях о том, какая музыка нужна людям. А эти представления на самом деле далеки от истины. И первое же прослушивание новоиспечённой «кавер-банды» в ресторане в подавляющем большинстве случаев закончится неудачей. А если и получится зацепиться, то долго продержаться в заведении молодой коллектив вряд ли сможет. Конечно же, если участниками группы вовремя не будут сделаны правильные выводы.

Общаясь с начинающими «каверщиками», волосы дыбом встают от того материала, который они собираются выносить на публику с целью заработать много денег. (Я, правда, достаточно быстро вспоминаю, что когда-то сам был точно таким же.) Но бывают случаи и пострашнее.

Однажды меня пригласила на переговоры руководитель музыкального ансамбля. Она рассказывала, что ее коллектив долго работал за границей, но последние несколько лет играет в Москве и области, в том числе на корпоративах. Потом она с гордостью протянула мне полный репертуар их группы: целых двадцать песен, напечатанных на листе формата А4! Особенно из этого репертуара мне запомнилось (цитирую дословно): «Ах, какая женщина (из репертуара М. ШАфАтинского)». Думаю, каверщики это оценят…

Изучение репертуара состоявшейся кавер-группы.

репертуар кавер-группы

Из написанного выше истекает первый вывод: прежде чем приступить к подготовке материала, следует хотя бы поверхностно изучить рынок музыкально-развлекательной индустрии. Для этого в первую очередь следует попасть на выступление состоявшейся кавер-группы и прослушать, какой материал она использует. И не просто прослушать, а записать названия исполняемых песен. Да ещё с пометками, как на них реагирует публика. Ибо то, что не записано на бумаге, очень быстро улетучится из Вашей головы.

Добавлю, что Вас должна интересовать и повседневная работа опытных коллективов в ресторане, и единичная выездная работа на корпоративах (свадьбах, юбилеях и т.д.). Поскольку специфика этих мероприятий существенно отличается друг от друга.

Попасть на повседневное ресторанное выступление группы достаточно просто. Нужно просто в пятницу или субботу придти в ресторан (кафе, бар) с живой музыкой и добросовестно прослушать три отделения, делая пометки в блокноте. При этом помимо основной музыкальной программы коллектива, важно также отмечать, какие именно песни заказывают музыкантам посетители ресторана. И брать их на заметку.

Оказаться на корпоративном мероприятии, свадьбе или юбилее – задача более сложная. Для этого нужно быть одним из гостей праздника. Либо быть знакомым ведущего торжества, музыкантов, фотографов, видео операторов и т.д. Думайте сами, как туда попасть. Но сделать это нужно обязательно.

Как правило, на единичном выездном торжестве серьёзный музыкальный коллектив исполняет приблизительно одну и ту же программу, этакий «золотой набор» песен. С некоторыми незначительными отклонениями от базового варианта. Этот репертуар кавер-группы неоднократно протестирован опытным путём на различных категориях гостей. Именно поэтому он эффективно работает в подавляющем большинстве случаев. И начинающим музыкантам обязательно следует брать эти песни на заметку.

Отмечу, что начинающим «каверщикам» желательно попасть на выступления нескольких серьёзных коллективов, чтобы сопоставить и проанализировать их репертуар. Но, в принципе, для начала достаточно будет познакомиться и с одной кавер-группой.

Знакомство с музыкальным меню серьёзной «кавер-банды».

Открою ещё одну небольшую хитрость, к которой могут прибегнуть начинающие «каверщики». Она вытекает из предыдущего пункта, рекомендующего «молодым» посещать выступления опытных коллективов.

Дело в том, что почти у всех серьёзных ресторанно-корпоративных ансамблей имеется папка-скоросшиватель, в которой на бумаге напечатан их репертуар. Так называемое «музыкальное меню». Это «меню» музыканты совершенно свободно предоставляют клиентам, когда те не знают, какую песню хотят заказать. Грех этим не воспользоваться. Под видом клиента, конечно. Хорошо бы ещё и заказ сделать…

Конечно, эта информация даёт лишь общее представление о том, что следует играть. Поскольку из всего многообразия репертуара опытного коллектива, в активном использовании находится лишь пятая часть материала. Всё остальное исполняется нечасто. Но ознакомиться с «меню» и сделать какие-то пометки для себя всё же следует. Пригодится.

А вот примерный Репертуар ВИА «Алекс Бэнд».

Построение репетиций начинающей кавер-группы.

Итак, информация собрана, появилось общее понимание, в каком направлении двигаться. Пора приступать к репетициям. Но в зависимости от правильности подхода к ним, коллектив может репетировать всю жизнь, а работать и зарабатывать так и не начнёт. Или – наоборот: в максимально короткие сроки приступит к оплачиваемой музыкальной работе, оттачивая и шлифуя мастерство в реальной концертной практике.

квартирники

Важно помнить, что основная репетиционная работа выполняется каждым кавер-исполнителем дома и самостоятельно. Общие репетиции, особенно на начальном этапе, нужны лишь для того, чтобы:

  • понять, какие песни следует «сделать»;
  • определиться с тональностями песен;
  • определить структуру песни, в первую очередь – вступление, количество куплетов-припевов, соло и коду;
  • наскоро прогнать предыдущий материал.

Я неоднократно сталкивался с кавер-коллективами, которые на протяжении двух- или трёхчасовой репетиции «дрочат» всего две-три песни, педантично уделяя внимание паузам, «сбивкам», модуляциям и прочим «фишкам». Совершенно не понимая, что такими темпами они и к пенсии работать и зарабатывать не начнут. «Фишки» — это, конечно, хорошо. Но тратить на них время – непродуктивно, неэффективно и глупо, когда в репертуаре группы имеется всего 10-20 композиций.

Правильно ориентированная группа «делает» не менее 10-15 песен (а лучше – 20) за два-три репетиционных часа. Все изыски можно отработать потом, во время реальных живых выступлений. А на начальном этапе нужно накапливать и нарабатывать как можно больше материала, уделяя внимание лишь основным моментам: одновременно вступить и одновременно закончить. И с аккордами не напутать.

Также на репетициях следует выявить «балласт» — исполнителей, которые тянут коллектив назад и мешают развиваться. «Балластом» являются «глухари», не имеющие слуха. А также раздолбаи, не выполняющие домашнюю работу, и приходящие на репетиции «не в материале». Не буду оригинальным, если скажу, что от «балласта» нужно избавиться как можно быстрее. Даже если придётся из полноценной кавер-группы превратиться в уменьшенную.

Наработка репертуара в реальной работе.

Одними из главных двигателей прогресса начинающей кавер-группы являются наглость и уверенность в себе. Наш ВИА «Алекс Бэнд» через две недели после его создания попал на первое прослушивание в ресторан. А к работе мы приступили ещё через неделю. Правда, уже в другом заведении.

фонограммы песен

Сознаюсь, в первый ресторан нас не приняли. Однако даже на прослушивании в нём мы умудрились заработать на заказах очень неплохую по тем временам сумму денег. Это притом, что в нашем репертуаре тогда было не более десятка отрепетированных песен.

Обучение в экстремальных боевых условиях ресторана происходит в разы быстрее, чем в тепличных репетиционных. Я всегда здесь провожу аналогию щенка, которого бросают в реку – выплывет или нет. Мы выплыли. И стали теми, кем являемся сейчас – достойно оплачиваемым коллективом с именем, репутацией и постоянной серьёзной клиентурой.

Я немного отвлёк Вас рассказами о себе, любимом. Возвращаюсь (хотя и с трудом) к вопросам наработки репертуара.

Не без основания считаю, что ресторан является лучшим местом для понимания того, какую музыку хотят слышать люди (и какую не хотят). Он также будет хорошей стартовой ступенькой перед корпоративно-свадебно-юбилейной работой. В период нашей ресторанной деятельности мы вывели для себя определённую формулу необходимости «делать» ту или иную композицию. Я уже писал о ней в предыдущих статьях, но повторить её здесь не будет лишним.

Формула напрямую зависела от песен, которые нам заказывали. Если песню заказали один раз – это может быть случайностью. Если в течение двух-трёх месяцев эту же песню заказали ещё раз – есть смысл задуматься о включении её в наш репертуар. Если в течение полугода песню заказали три раза – делать её нужно однозначно. И как можно быстрее.

Отмечу ещё раз, что каждый серьёзный коллектив имеет «музыкальное меню», которое напечатано на бумаге и подшито в папку-скоросшиватель. Причём эта папка должна выглядеть презентабельно. На начальном этапе моей ресторанной карьеры, одна из статусных посетительниц нашего заведения попросила наш репертуар, чтобы заказать песню. Я подал ей несколько мятых и не слишком чистых листочков с нашим музыкальным материалом. Её брезгливого выражения лица мне не забыть никогда… Зато впоследствии подобных оплошностей я не допускал.

Репертуар минимальной полноценной кавер-группы.

Как уже было сказано, в настоящий момент ВИА «Алекс Бэнд» из уменьшенной кавер-группы превратился в минимальный полноценный коллектив. То есть, к нам присоединился замечательный барабанщик Алексей Букотин. А я вместо электроакустики взял в руки бас гитару. И вернулся к обязанностям поющего басиста.

zoom r24

Основной репертуар нашей кавер-группы, конечно, претерпел некоторые изменения. В первую очередь, из-за минимума используемых инструментов. Далеко не каждую песню можно играть в таком составе, когда отсутствует клавишик или второй гитарист, играющий ритмическую подкладку. А нашему гитаристу Александру Яронову приходится играть «за себя и за того парня», вычисляя партии, которые заполнят вакуум, где нет клавишей или электроакустики.

репертуар кавер-группы

Спасает то, что у нас имеется достаточно много фонограмм песен, которые мы в экстренном случае можем «запустить» с ноутбука. Никто нас не упрекнёт, если 10 процентов концертной программы будет сыграно под «минусовки». К тому же барабанщик и гитарист в это время не сидят без дела, а подыгрывают. Так что криминала здесь никакого нет. И претензий от клиентов пока тоже не поступало.

Отдельно следует остановиться на англоязычном материале. У многих музыкантов возникает вопрос: включать в репертуар кавер-группы англоязычные композиции или нет? Конечно, иностранный материал может очень хорошо дополнить музыкальное меню коллектива. Но это лишь в том случае, если у вокалиста (или певицы) хорошее произношение, не отдающее «рязанщиной». В противном случае англоязычный материал, скорее всего, будет работать против Вас.

Итоги.

Итак, подытожим всё сказанное выше. При выборе репертуара кавер-группы следует учесть и сделать следующее:

  • Проанализировать повседневные ресторанные, а также выездные корпоративные выступления хотя бы одной состоявшейся кавер-группы;
  • Ознакомиться с полным списком песен, которые исполняет опытный «праздничный» музыкальный коллектив;
  • Эффективно использовать репетиционное время, подготавливая не менее 10-20 песен за репетицию;
  • Основную работу по «съёму» и подготовке материала проводить дома индивидуально;
  • Выявить «балласт» в коллективе («глухари» и раздолбаи) и как можно быстрее от него избавиться;
  • Определить, кем быть: уменьшенной или полноценной кавер-группой. В зависимости от этого подбирать музыкальный материал;
  • Завести презентабельную папку-скоросшиватель с «музыкальным меню», распечатанным на бумаге;
  • При работе в ресторане пополнять музыкальный багаж коллектива, анализируя заказы песен клиентами;
  • При работе на единичных выездных мероприятиях опытным путём определить «золотой набор» песен, который можно использовать почти на любом празднике;
  • Определить, следует ли включать в репертуар англоязычные песни.

Вот, пожалуй, основные критерии правильного выбора репертуара группы, работающей на праздниках. Конечно, материал накапливается и оттачивается годами. Но лучше делать это в процессе реальной работы, параллельно с репетициями. Подобно щенку, попавшему в реку. Выплывет тот, кто пересилит свой страх и неуверенность. Удачи!

Если Вам есть, что добавить, обязательно оставьте свой комментарий.

рассказать друзьям и получить подарок

Репертуар кавер-группы.: 4 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *