Поделиться в соц. сетях
Мониторные колонки.
Мониторные колонки являются разновидностью акустических систем. Они нужны для того, чтобы исполнители могли хорошо себя слышать на сцене.
В данной статье будут рассмотрены мониторы, применяемые в концертной практике.
Сценический мониторинг.
Качественный сценический мониторинг — основа слаженной и драйвовой игры коллектива. А плохой мониторинг расстроит игру самой высокопрофессиональной группы. Раза два во время выступлений я полностью срывал голос из-за того, что совершенно не слышал себя и вынужден был петь гораздо громче, чем следовало. И за такой мониторинг готов был покалечить тех гадких звукорежиссёров.
На начальном этапе работы на корпоративах мы довольно продолжительное время обходились без мониторов. Просто ставили портальные колонки за своей спиной и слушали звук из них. С одной стороны, мы слышали примерно тот же звук, что в зале, и это позволяло его правильно регулировать. С другой стороны, наши микрофоны находились напротив портальных колонок, и в большей степени подвергались самовозбуждению.
Однажды мы работали на верхней палубе речного трамвайчика. Танцующие гости расположились на открытой площадке в кормовой части, а мы вместе с аппаратурой — под застеклённым навесом. Пришлось вынести колонки на корму, чтобы гостям было комфортно. Но тогда мы себя совершенно не слышали.
Поэтому мы оставили на корме два низкочастотника и один сателлит, а второй сателлит использовали в качестве монитора для себя.
После этого случая мы поняли, что монитор — не роскошь, а жизненная необходимость. И приобрели 150 ваттный пассивный монитор, с которым работали весьма продолжительное время.
Виды мониторных колонок.
Как правило, мониторные колонки имеют форму трапеции, располагаются на полу и направлены на исполнителей. Как и все остальные акустические системы, мониторы бывают пассивные (работают от внешнего усилителя) и активные (имеют встроенный усилитель). Активный вариант, конечно, удобнее — не нужно дополнительно везти с собой тяжёлый внешний усилитель.
Мощность мониторных колонок может быть гораздо меньше мощности портальных. Потому что мониторы находятся в непосредственной близости от исполнителей. И мощности мониторов в 200…400 ватт обычно вполне достаточно.
Как правило, мониторы выполняются в виде двухполосных акустических систем. Диаметр низкочастотного динамика монитора — от 10 до 15 дюймов. Существуют очень неплохие широкополосные активные мониторы с динамиком 6,5 дюймов. Правда, такие мониторы не слишком хорошо воспроизводят низкие частоты. Но если басист подключает инструмент в комбик, который находится рядом с ним и барабанщиком, то использование таких мониторов будет весьма комфортным.
Я в последнее время серьёзно «подсел» на замечательные активные колонки Behringer B210D. В основном я использую их как сателлиты в системе многополосного усиления (если мне приходится везти весь аппарат). Но если мы работаем только со своей мониторной линией, то Behringer B210D я везу в качестве мониторов.
Также в качестве мониторов я использую звуковой комплекс Yamaha Stagepass 500, или активную колонку FBT Pro MaxX 10a.
Расположение мониторных колонок.
Как уже отмечалось, мониторы обычно выполнены в виде трапеции и располагаются на полу. При этом они направлены непосредственно на лицо исполнителя. Некоторые производители поставляют в комплекте с обычными акустическими системами специальные подставки, с помощью которых колонки становятся напольными мониторами.
Если таких подставок в комплекте нет, нетрудно самостоятельно изготовить наклонные подставки (из дерева или пенопласта). Или использовать подручные материалы (сумки, кофры и т.д.) и направлять на себя колонки таким образом, чтобы хорошо слышать звук из них.
Очень неплохим вариантом является установка обычных колонок «на прострел». Колонки с помощью стоек устанавливают друг напротив друга по бокам сцены на уровне голов исполнителей. Таким образом, колонки «простреливают» сценическое пространство в дополнение к мониторам, установленным на полу.
Варианты подключения мониторов.
Хрестоматийным вариантом подключения мониторов является использование пре-фейдерной системы Aux микшерного пульта. Такая система позволяет подавать на мониторы звук, не зависящий от уровня громкости основных выходов пульта. Мониторный уровень громкости каждого канала пульта регулируется регуляторами Aux, установленными в пре-фейдерный режим. Совсем хорошо, когда на пульте несколько пре-фейдерных Aux. В этом случае каждому исполнителю можно создать персональный мониторинг. То есть вывести в его мониторную колонку нужные инструменты (или вокал) в нужных ему пропорциях.
Но такая система хороша при наличии отдельного звукорежиссёра. В статье «Микширование» отмечалось, что многие небольшие коллективы «делают звук» самостоятельно. (В этой же статье я подробно описываю варианты мониторного микширования.)
В ВИА «Алекс Бэнд», где чаще всего работают только два человека, на монитор подаётся звук с основных выходов пульта. Этому звуку с помощью эквалайзера придаётся тональный баланс, сопоставимый с балансом портальных колонок. Это делается для того, чтобы и в зале, и на сцене звук был приблизительно одинаковым. И можно было понимать, как его регулировать.
Что ещё можно использовать в качестве мониторных колонок.
Излишне говорить, что хорошему мониторингу двух наших коллективов (бит-группы «Гавайцы» и ВИА «Алекс Бэнд») я придаю огромное значение. Тем более, что мы очень активно применяем бэк вокал. А здесь без хорошего мониторинга вообще никак… Вообщем, мониторы я вожу всегда и стараюсь обеспечить комфортное музицирование каждому участнику наших коллективов. Я уже не говорю об ансамбле «Три в одном», где одновременно работают 5 вокалистов…
Когда-то я использовал в качестве мониторов активные гитарные или басовые комбики. Этот метод, конечно, идёт вразрез с основными канонами микширования и мониторинга. Но у нас тогда был всего лишь один пассивный монитор, а слышать себя нужно было всем. Сейчас, при наличии минимум трех мониторов, я понимаю, что этот метод — из разряда извращений. А тогда он мне казался вполне адекватным…
Ну, вот и всё. Желаю Вам всегда хорошо слышать себя во время выступлений!