Микшер.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Микшер.

Микшер — сердце любой звуковой системы. Невозможно представить себе какое-либо «звуковое» мероприятие, где не использовался бы микшер.

Микшерный пульт. Общие сведения.

обработка звука

Микшерный пульт смешивает сигналы нескольких источников звука и передаёт их на выход как единое целое, в нужных пропорциях. Можно провести аналогии с бытовым кухонным миксером, который смешивает масло, сахар, какао, муку и яйца в однородную массу, чтобы затем выпечь из неё торт.

Существуют различные типы микшеров:

  • Концертные (в том числе мониторные);
  • Студийные (для записи);
  • DJ-микшеры.

Для концертной практики, а также для работы на корпоративных мероприятиях применяются, в основном, различные концертные микшерные пульты. Именно их разновидности я буду рассматривать в этой статье. Вы можете спросить: «А что, диджеи со своими микшерами на корпоративах не работают?» Отвечу: ещё как работают. Но к тематике моего сайта диджеи, также как и их пульты, имеют весьма косвенное отношение. Поэтому читать о них желательно на диджейских тематических сайтах. А мы с Вами переходим к концертным микшерам.

Устройство микшерного пульта.

микшер

Увидев впервые вблизи большой концертный микшерный пульт, можно испугаться и подумать, что ТАКОЕ Вам не освоить никогда. Не всё так страшно. На самом деле, любой микшер состоит из секций входов и выходов. Входная часть — это практически ничем не отличающиеся друг от друга вертикальные линейки, которые называются каналами. Разобравшись с устройством одного канала, можно будет сказать, что Вы почти разобрались с тем, как устроен весь пульт.

Входной канал микшерного пульта.

микшер

К входному каналу пульта подключаются микрофоны или линейные источники. Как следствие, входной моноканал содержит микрофонный вход XLR и линейный вход Jack 6,35 мм. В некоторых пультах также предусмотрено наличие Jack-входа Insert (разрыв) для подключения компрессора или эквалайзера только для этого канала.

микшер

Бывает, в Insert подключают какой-нибудь инструмент вместо того, чтобы воткнуть его кабель в линейный вход. И удивляются, что инструмент не звучит. Неудивительно: на некоторых пультах линейный вход и Insert находятся рядом, и перепутать их несложно.

микшер

На некоторых пультах имеются также разрывы для подгрупп и разрывы для главных выходов. Их наличие весьма облегчает жизнь: в одну подгруппу можно «завести» пять вокалистов (как в вокальном ансамбле «Три в одном») и обработать их через групповой Insert одним компрессором. Это вместо того, чтобы к каждому разрыву подключать отдельный компрессор. А к разрывам для главных выходов можно подключить внешний эквалайзер. Что тоже очень очень удобно.

Групповые разрывы

Стереоканал отличается от моноканала наличием второго линейного входа Jack 6,35 мм, а также отсутствием разрывов Insert и микрофонных входов XLR.

Некоторые модели микшеров оборудованы кнопками включения обрезных фильтров, исключающих частотный диапазон сигнала ниже 75 Гц.

микшер

Далее идёт ручка регулятора предварительного усиления по каналу. Затем — секция эквалайзера. В зависимости от модели пульта, эквалайзер может быть двухполосным (НЧ-ВЧ), трёхполосным (НЧ-СЧ-ВЧ) или трёхполосным (НЧ-СЧ-ВЧ) с полупараметрической серединой. В последнем случае отдельным регулятором можно выбрать определённую частоту из среднечастотного диапазона и ручкой усиления-ослабления её регулировать.

Ещё ниже следует секция регуляторов Aux. Данная секция позволяет организовать вывод звука на мониторный усилитель вне зависимости от уровня громкости канала, подаваемого на основные выходы (пре-фейдерный Aux). Или подключить процессор эффектов для всех каналов Aux (пост-фейдерный Aux) и на каждом канале установить требуемый уровень обработки.

Далее идёт регулятор панорамы (определяет баланс сигнала между левым и правым выходом), и, наконец, фейдер канала, определяющий суммарную громкость каждого канала.

Выходная секция.

микшер

Состоит из фейдеров главных выходов (Main Mix), фейдеров подгрупп (позволяют управлять несколькими сигналами, объединёнными в одну подгруппу), регуляторов выхода Aux. Многие пульты имеют такие дополнительные функции, как общий выходной эквалайзер, моно-выход на сабвуфер, встроенный процессор эффектов и другие.

Отдельно отмечу прямые выходы моноканалов Direct Outs, которые имеются на некоторых пультах. Эти прямые выходы просто необходимы для многоканальной записи, например, на портостудию Zoom R24.

микшер

Если таких выходов нет, то для записи можно использовать канальные разрывы. Только моноджеки следует вставлять в гнезда разрывов не полностью, а только до первого щелчка. Для того, чтобы не прерывать сигнал канала. Если вставить джек в гнездо разрыва полностью, то записать звук с канала будет можно, а вот услышать его на основных выходах пульта не получится. Я на этом обжигался.

микшер

Наиболее подробную информацию о той или другой модели микшерного пульта можно прочитать в инструкции по эксплуатации этого микшера. Сейчас найти в интернете такие инструкции на русском языке очень просто. В 2002-2006 годах после покупки различных музыкальных приборов я переводил инструкции самостоятельно, поскольку они были только в бумажном виде и на английском.

Виды концертных пультов.

 Аналоговые пульты.

микшер

Основной вид микшеров, с которыми работают ведущие и исполнители на концертах и праздниках. Самый маленький микшер — с одним моноканалом и двумя стереоканалами Самые большие, уходящие за горизонт, могут содержать 64 канала. Разновидностью аналоговых пультов могут быть микшеры со встроенными усилителями, или, как их ещё называют, активные микшеры.

Об особенностях маленьких пультов, а также об активных пультах и рекомендуемых брендах можно прочитать в статье «Звуковая аппаратура»).

Цифровые пульты.

микшер

Удовольствие, скажем так, недешёвое. К тому же, прежде чем их эксплуатировать, придётся разбираться с их принципом работы гораздо дольше, чем у аналоговых микшеров. Достоинством цифровых пультов является возможность сохранения настроек в различных пользовательских пресетах. А также наличие в них всех видов обработки (компрессоров, эквалайзеров, ревербераторов), что избавляет от необходимости покупки внешних приборов и геморроя с их коммутацией.

Мне однажды довелось столкнуться с цифровым пультом в одном заведении, где мы работали, подключая выходы нашего пульта в его входы. Ответственный за пульт диджей  в тот день отсутствовал, в весьма ограниченное время пришлось до всего доходить самостоятельно. В итоге, левый канал у нас звучал раза в два громче, чем правый — пришлось устранять этот недостаток регулированием выходных фейдеров нашего пульта. В отношении того цифрового пульта у меня остались только негативные воспоминания. Возможно, я заблуждаюсь…

Недавно барабанщик Игорь Ковалев, мой друг и коллега по кавер-группе «Арт Сити Бэнд», приобрел цифровой пульт SoundCraft Ui12. Небольшой ящичек с входными каналами:

  • XLR – 4 штуки;
  • комбинированные XLR-джек – 4 штуки;
  • стереопара «тюльпан»;
  • USB-вход — это еще дополнительные 2 канала,

а также основные стереовыходы Main Mix (параллельная пара XLR-джек) и два выхода Aux на XLR.

микшер

На этом микшере всего две ручки громкости для основных выходов. Управление пультом осуществляется дистанционно, с планшета или мобильного телефона.

микшер

микшер

Основное удобство такого пульта в том, что не нужно везти с собой внешние приборы обработки (ревербератор, компрессор, эквалайзер) – все это есть в цифровом пульте. Коммутация упрощается в разы, так же, как и время на подключение оборудования. Но есть и ряд недостатков, о которых следует сказать.

Во-первых, таким пультом управлять сложнее, чем аналоговым. Это относится в первую очередь к тем музыкантам, которые сами рулят звуком, без дополнительного звукорежиссера. То есть ко мне и Игорю. Органы управления аналогового пульта – вот они, перед нами. А в цифровом пульте типа SoundCraft Ui12 нужно на планшете войти сначала в одну директорию, потом в другую… Дольше и менее удобно.

Игорь рассказывал еще, что у него произошел такой вот казус. Пульт-база с антенной находился у него в застекленном помещении. Игорь с планшетом был в зале. Когда он отошел от базы метров на 30, органы управления на планшете перестали реагировать – сигнал был потерян. Хорошо, что звук не исчез. Просто нельзя было его отрегулировать.

Когда он подошел с планшетом к базе, то ситуация с управлением не изменилась. Пришлось перезагружать планшет.

Варианты практического применения микшеров на концертах или праздниках.

микшер

Для относительно большого музыкального коллектива и пульт должен быть большой. Каждому исполнителю должно хватить персонального канала микшерного пульта под инструмент или микрофон. В случае использования барабанной установки, озвучиваемой несколькими микрофонами, желательно иметь секцию подгрупп на пульте. А также для вокального ансамбля с несколькими вокалистами.

Для ВИА «Алекс Бэнд», в котором мы работаем вдвоём, большой пульт не требуется. Мой микшер Mackie 1402VLZ-PRO содержит 6 моноканалов и 4 стереоканала, нам этого вполне хватает. Замечу, что раньше я работал с аналоговыми пультами Alto и BehringerМеня они вполне устраивали. До тех пор, пока у меня не появился Mackie…

микшер

А вот самый ужасный микшерный пульт, с которым я сталкивался — это даже не наша древняя «Электроника» с пятиштырьковыми входами, на которой мы работали до 2002 года. Как ни странно, есть пульты гораздо страшнее. Это микшер Phonic, точную модель не назову. Phonic, что показан на этой фотографии, спроектирован гораздо логичнее того, о котором я сейчас пишу.

микшер

И дело даже не в хреновом звуке (хотя и он имеет место). Я бы с удовольствием оторвал руки конструктору, который спроектировал такую нелогичную архитектуру пульта. Пока с ним разберешься — фаллос сломать можно!!!

Но мы отвлеклись. Вернемся к применению микшеров в концертно-корпоративной практике. В случае работы на чужой аппаратуре мы всё равно берём свой микшер. Далеко не каждый владелец аппаратуры предоставит Вам 5-6 каналов пульта (нам требуется именно столько). Поэтому мы подключаем микрофоны и инструменты в свой пульт, и в этом нам понадобится только один стереоканал чужого микшера. Если даже свободных стереоканалов нет, на чужом пульте мы можем использовать:

  • два моновхода, разнеся их по панораме (один — на левый канал, другой — на правый);
  • стереовход 2-Track-In (RCA-тюльпан);
  • дополнительный стереовход Aux Return;
  • в крайнем случае, можно использовать один моновход, на который мы подадим моносигнал, суммированный с двух стереоканалов, при помощи специального кабеля.

Как видите, вариантов достаточно для того, чтобы выйти из сложной ситуации. Но их бы не было, если бы мы не брали с собой пульт.

В случае работы расширенным составом, с живыми барабанами, для их озвучивания мы используем дополнительный пульт (4 моно — 2 стерео). Он является субмикшером, и его выходы коммутируются со стереовходом основного пульта. Этакое замещение функции подгрупп на большом пульте.

Вот и всё, что я хотел рассказать Вам о микшерах. Успехов!

Если Вы можете что-то добавить, обязательно оставьте свой комментарий.

рассказать друзьям и получить подарок

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *