Компрессия вокала

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Компрессия вокала.

Собираясь написать эту статью, я перерыл кучу информации в интернете. Моей целью была компрессия вокала, а  точнее — поиск конкретных и четких цифр для регулировки концертного компрессора. Увы, я находил либо голую теорию, либо статьи и видеоуроки о компрессировании голоса при студийной записи. О концертном вокале — ни слова.

И только на сайте http://www.rodin-sound.ru/ я нашел то, что искал. Были даны четкие указания, а точнее — практически пресеты для концертного вокала. «Вводи такие цифры — получишь такой результат.» Автору сайта — низкий поклон! Хотя над облагораживанием кривоватого перевода он особенно не парился.

Я решил, что эту тему нужно раскрыть. Пусть будет больше информации для людей, которые приобретают компрессоры именно для концертной практики. И лучше пусть эта информация будет исходить от практиков с конкретными цифрами, чем от теоретиков с общими фразами.

Немного теории.

Совсем без нее, увы, не обойтись. Процитирую Питера Бьюика (книга «Живой звук»):

Компрессия — процесс управления динамическим диапазоном сигнала. Применяя даже не слишком глубокую компрессию, мы можем добиться требуемого сокращения динамического диапазона сигнала, что избавит нас от необходимости приобретения более дорогих усилителей. Компрессия субъективно увеличивает громкость звука, делая его более плотным и акцентированным. Работу компрессора можно уподобить автоматическому манипулированию фейдером — если сигнал становится слишком громким, то фейдер прибирается, а когда громкость становится нормальной, фейдер вводится в прежнее положение.

 Основные параметры управления компрессией:

  • Порог (threshold);
  • Время атаки (attak time);
  • Время восстановления (release time);
  • Коэффициент сжатия (compression ratio);
  • Компенсирующее усилие (makeup gain).

Не вижу смысла расписывать здесь все очень подробно — я такую цель для себя не ставил. Об этом можно почитать как в указанной книге «Живой звук», так и в русскоязычных инструкциях на компрессоры (например, dbx 1046, имеющийся у меня, или Behringer Сomposer pro-xl mdx2600, показанный на некоторых картинках ниже).

Перейдем к практике. Являясь поющим бас-гитаристом, я применяю компрессор, соответственно, для бас-гитары и для вокала. Наш барабанщик работает с электронной ударной установкой, для нее компрессор не нужен. Поэтому вскользь коснусь компрессии бас-гитары. И основной упор сделаю на компрессию вокала.

 Компрессия бас-гитары.

Бас, пожалуй, один из первых претендентов для компрессии. На моем басовом комбике Greg Bennet SBA120 имеется встроенный компрессор с регулировкой порога (от 0 до 10, без указания единиц измерения). Я ставлю регулятор на цифру 5 (т.е. на 12 часов) — для меня это оптимально.

Если мне лень везти басовый комбик (а это бывает довольно часто), я использую компрессор-сустейнер Boss CS-3. Здесь регулируется параметр ATTAK. Как и в предыдущем случае, я ставлю его на 12 часов. Сустейн увожу на минимум — мне он на фиг не нужен, только размывает все. Регулятором LEVEL добиваюсь уровня громкости, сопоставимой с уровнем чистого звука. И работаю с удовольствием.

Компрессия вокала.

Перейдем к вокалу. Если в случае с басом для меня применение компрессора — обязательное, и не обсуждается, то с вокалом все не так просто. Расскажу по порядку, почему так.

Моим первым прибором обработки был процессор мульти эффектов Behringer Virtualizer Pro. Покупался он в первую очередь для обработки вокала ревером с дилеем. Однако среди прочих эффектов там имелся и компрессор с полным набором регулируемых параметров.

обработка звука

Мне очень нравился звук моего голоса, обработанный компрессором, когда я слушал его дома, в наушниках. Однако в реальных концертных условиях разницы звука обработанного и необработанного компрессором вокала я совершенно не ощущал. Поскольку, повторяю, я использовал Virtualizer как вокальную обработку, я решил, что компрессор — полная фигня, и пользоваться им совсем не обязательно. Ибо для этого надо покупать, например, второй  такой же прибор, как Virtualizer Pro, или полноценный компрессор. А если нет разницы — на хрена тратить деньги?

Надо сказать, что работал я без компрессора более чем нормально. Но, в очередной раз читая книгу Бьюика «Живой звук», доходя до раздела «Компрессия», меня не покидала мысль, что я, видимо, делал с компрессором что-то не так. Через какое-то время я стал записываться в своей домашней студии через компьютерную программу Sonar. И только здесь, обработав вокал виртуальным компрессором, понял, насколько он облагораживает звучание голоса.

Надо сказать, что и в виртуальной студии Sonar я также не знал, какие параметры компрессии нужно установить, чтобы получить хорошие результаты. Но там были пресеты для компрессора, в частности Vocals и Vocal Soft. Я успешно использовал их при компрессии вокала при записи. Вот так примерно это выглядит. Это пресет Vocals:

А это — Vocal Soft.

А впоследствии догадался, что эти параметры можно использовать и для моего Виртуалайзера. Таким образом, с учетом дополнительно прочтенного материала, а также данных с сайта rodin-sound.ru я установил следующие параметры для вокала:

  • Порог (threshold): — 10 дБ;
  • Время атаки (attak time): 10 мсек;
  • Время восстановления (release time): 60 мсек;
  • Коэффициент сжатия (compression ratio): 2,75;
  • Компенсирующее усилие (makeup gain): + 5 дБ;
  • Степень мягкости компрессии (Soft Knee): 3.

Примерно в это же время я неожиданно для себя узнал, что соединял компрессор с микшерным пультом совсем не так, как это нужно. Я подключал его параллельно, через Aux, как ревер с дилеем:

Разумеется, это было в корне неправильно. Компрессор подключается к пульту последовательно, как правило, через разрыв (incert), специальным Y-образным проводом. Вот так:

А вот Y-образный провод:

Меня извиняло лишь то, что на моем тогдашнем микшерном пульте не было разрывов. И я даже не знал, для чего они нужны. Забегая вперед, скажу, что я и сейчас разрывами на пульте для подсоединения компрессора не пользуюсь. Позже объясню, как я подключаюсь и почему подключение через разрывы у меня не прижилось.

Продолжим. Впоследствии у меня появился пульт Alto АМХ140 с разрывами и еще один прибор вокальной обработки, конкретный ревер с дилеем Alto Alpha Verb II. Теперь стало возможно использовать Виртуалайзер именно в качестве компрессора. Но я пришел к этому только в 2015 году, когда стал плотно заниматься озвучиванием вокального ансамбля «Три в одном», где вместе со мной было 5 вокалистов.

В конце 2015 года я стал участником кавер-группы «Арт Сити Бэнд» (три вокалиста, включая меня). Двух каналов Виртуалайзера катастрофически не хватало.

Таким образом, я созрел для покупки полноценного компрессора. В феврале 2016 года им стал четырехканальный dbx 1046, купленный на «Авито» за шестую часть его реальной стоимости.

звуковая аппаратура

Следует признать, что «полноценным компрессором» его можно назвать с некоторой натяжкой. Из перечисленных выше параметров управления компрессией здесь имеются лишь следующие:

  • Порог (threshold);
  • Коэффициент сжатия (compression ratio);
  • Компенсирующее усилие (makeup gain, или output gain).

Как видно, время атаки (attak time) и время восстановления (release time) на dbx 1046 не регулируются, как на двухканальных компрессорах. Зато здесь имеются такие полезные функции, как выбор между жестким и мягким режимами компрессии (функция Over Easy), встроенный лимитер с регулируемым порогом и 2 кнопки Stereo Couple, позволяющие объединить 1-й канал со 2-м (а также 3-й с 4-м) в стереопару. Чуть позже объясню, для чего это нужно.

Сначала, думаю, следует дать пояснение терминам «мягкая и жесткая компрессия», за которые отвечает кнопка Over Easy. Приведу цитату из инструкции на dbx 1046:

Для большего понимания приведу еще одну цитату. На сей раз — снова из книги Питера Бьюика «Живой звук»:

Использование того или иного режима компрессии обуславливается инструментом, музыкальным стилем и эффектом, которого вы хотите достигнуть с помощью компрессора. Вполне очевидно, что для обработки вокала лучше применять мягкую компрессию, в то время как для перкуссионных инструментов больше подойдет жесткий режим работы. Акустические гитары обычно обрабатываются с помощью мягкой компрессии, в то время как для обработки электрогитар выбор режима зависит от стиля — вероятно, для соло, заглушенного звука и слэпа предпочтительнее жесткая компрессия, а для игры перебором — мягкая.

Теперь объясню, для чего объединять 4 канала компрессора в 2 стереопары. Сначала — цитата из инструкции:

Допустим, мы решили обработать всех четырех вокалистов абсолютно одинаковыми параметрами компрессии. При включении кнопок Stereo Couple нам придется регулировать вдвое меньше параметров, чем при ее отключении. Согласитесь, это удобно.

Также подобный режим применяется при обработке стереосигнала, приходящего с активного кроссовера при многополосном усилении. Вот таким образом:

Сразу скажу, что я плотно работаю с многополосными системами, но компрессию сигнала по полосам не использовал ни разу. Возможно, когда-нибудь и это попробую.

А сейчас перейдем к вариантам подключения компрессора. А также я покажу, как и обещал, какие настройки dbx 1046 применяю, когда компрессия вокала осуществляется в концертных условиях.

Подключение и настройки компрессора.

Давайте еще раз посмотрим картинку, на которой показано классическое подключение компрессора к микшерному пульту через разрывы (insert).

На картинке показано подключение одного источника сигнала к одному каналу двухканального компрессора. Напомню, что мой dbx 1046 — четырехканальный прибор, к которому можно одновременно подключить 4 источника сигнала (т.е. 4 микрофона) через 4 разрыва микшерного пульта.

Небольшое отвлечение от темы. До того, как я купил dbx 1046, у меня был пульт Alto L16 с четырьмя групповыми разрывами (subgroup inserts), по количеству подгрупп на пульте Так вот, при наличии двухканального компрессора на Виртуалайзере, через 1 групповой разрыв я компрессировал пятерых вокалистов, просто заводя их в подгруппу микшерного пульта. Впрочем, об этом я уже писал в статье «Микшер«.

микширование

Вернемся к теме. Мне подключение Y-образных проводов от разрывов пульта к четырем каналам dbx 1046 совершенно не понравилось. Поскольку после подключения далеко не всегда можно было услышать звук микрофона. В спешке я нередко втыкал джек Input в гнездо компрессора Output, и наоборот. Да и провода, возможно, у меня были не самые лучшие, ибо я их сам спаял.

В конце концов мне все это надоело. Я стал подключать микрофоны напрямую в компрессор (гнезда Input), а из гнезд Output короткими проводами XLR-XLR соединял компрессор с входными каналами микшерного пульта.

Теперь я слышал звук после первого подключения, ибо здесь ошибиться было сложно. Разве что подключишь микрофон к входу 1, а выведешь его на пульт с выхода 2. Но такого со мной пока еще не было.

Надо сказать, что при таком подключении микрофонов мне пришлось выставлять значение порога на меньший уровень, чем при использовании разрывов. Поскольку непосредственный сигнал с микрофона все же меньше, чем его сигнал с пульта после предусиления (Gain или Trim).

На следующей картинке показаны мои установки компрессии на одном из каналов dbx 1046. Отличие подключения микрофонов напрямую в компрессор (красный цвет) от подключения компрессора через разрыв (зеленый цвет) имеется только на установке значения порога  компрессии (Threshold) — крайний левый регулятор. Правый регулятор Threshold относится к лимитеру (ограничителю) выходного сигнала. Да, функция Over Easy у меня включена (мягкая компрессия).

Разумеется, мои установки — не догма и не аксиома. Но меня вполне устраивают их результаты. Хотя по световым индикаторам я даже не вижу, что происходит со звуком, когда пою, ибо в это время компрессор находится у меня за спиной. Но то, как звучит голос, мне нравится. А это — главное.

Нужен ли вообще компрессор на живом выступлении?

Вопрос отнюдь не праздный. Не исключаю, что есть музыканты, которые поле прочтения книги «Живой звук» могут подумать: «Я понял! Вокал звучит хреново, потому что у нас компрессора нет! Срочно покупаем!»

Я же считаю, что компрессор для вокала нужно покупать в самую последнюю очередь. То есть когда у вас уже есть и нормальные микрофоны, и нормальный микшер, и нормальная акустика (на мой взгляд, лучше активная), и пристойная вокальная обработка. А также, желательно, система многополосного усиления с активным кроссовером. Да и графический или цифровой эквалайзер отнюдь не повредит. И, разумеется, умение петь и работать с микрофоном. Только после всего этого можно думать о покупке компрессора. Да и то — не факт, ибо, скорее всего, при наличии всего вышеупомянутого, компрессия вокала может и не понадобиться.

Добавлю, что на единичные выездные работы я компрессор практически никогда не беру. Возиться неохота. А вот в ресторане, где я регулярно работаю раз в неделю, у меня установлен dbx 1046 вместе с остальной аппаратурой.

обработка звука

И на другой точке, где я сейчас отрабатываю серию вечеров новогодней кампании конца 2017 года, у меня в качестве компрессора используется Виртуалайзер вместе со вторым комплектом аппаратуры.

Повторю еще раз: нельзя сказать, что после обработки голоса компрессором произойдут фантастические изменения. Некоторое различие будет, которое, скорее всего, услышите только вы. Снова процитирую Питера Бьюика:

Это похоже на различие между просто тортом и хорошим тортом. И тот, и другой вкусны, но второй все-таки лучше.

Приведу характерный пример. Который, правда, к концертной практике не относится. Мой хороший знакомый, работающий в детской вокальной студии, собирался приобрести компрессор. Он регулярно записывал юных вокалистов и мучился при сведении с неровной динамикой детского вокала: в одной и той же песне то слишком тихо, то слишком громко. И он полагал, что компрессор станет панацеей от этой беды.

Узнав об этом, я предложил попробовать ему мой Виртуалайзер, прежде чем что-то покупать. Разумеется, он согласился. И попросил меня прийти и помочь ему протестировать прибор. Я зашел в обитую войлоком вокальную кабину и стал читать какое-то стихотворение. А знакомый записывал меня то с компрессором, то без него.

Когда мы послушали обе записи, он сказал: «Знаешь, я что-то большой разницы не вижу. Ты и так читаешь достаточно ровно по динамике.» Тогда я оставил ему прибор для того, чтобы проверить на детях.

Через пару месяцев я забрал Виртуалайзер. Знакомый сказал, что компрессор он покупать не будет по следующим причинам:

  • Мой Виртуалайзер немного «фонил». Не исключено, что виноват в этом был мой самодельный Y-образный провод. Подобный легкий фон нормален для живого исполнения, но недопустим для студийной записи.
  • Подключить микрофон в компрессор напрямую было нельзя, ибо для студийного конденсаторного микрофона требовалось фантомное питание.
  • Глобальной разницы между компрессированным и не компрессированным детским вокалом знакомый не ощутил. Хотя я разрешил ему активно изменять параметры компрессии (разумеется, без сохранения в моих пресетах).

Таким образом, знакомый не совершил ненужной ему покупки, обрабатывая впоследствии детский вокал пресетами компрессии компьютерной виртуальной студии. И я лишний раз убедился, что компрессировать вокал совсем не обязательно. Особенно во время живого выступления. Так что решайте сами — нужен вам компрессор для «живого» вокала или нет.

Если Вам есть, что добавить, обязательно оставьте свой комментарий.

рассказать друзьям и получить подарок

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *