Бэк вокал.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Бэк вокал.

бэк вокалБэк вокал является англоязычным аналогом слова «подпевка». В концертной практике более изящными и интересными считаются коллективы, правильно использующие бэк вокал.

Уровень подготовки хорошего бэк вокалиста должен быть очень серьёзным. Если основному вокалисту на концерте можно простить какие-то неточности и огрехи, то для бэк вокалиста это совершенно недопустимо. Помимо чистого интонирования, подпевка должна чётко совпадать ритмически с основной партией. Достигается всё это сотнями часов репетиций, самостоятельных занятий и концертной практики.

На первый взгляд, роль бэк вокалиста незначительна. Ведь «back» в переводе с английского означает «задний«. То есть — находящийся на заднем плане. Как правило, всё внимание публики направлено на основного вокалиста. Люди, знающие по ВИА «Алекс Бэнд» мой вокальный уровень подготовки, нередко спрашивают, почему в авторской бит-группе «Гавайцы» я пою только одну сольную песню, а в остальном довольствуюсь скромной ролью бэк вокалиста? На что у меня всегда готов ответ:

  • В «Гавайцах» я ещё, как минимум, бас гитарист.
  • Основной вокалист «Гавайцев» является автором песен, и пишет с расчётом исполнять их самостоятельно.
  • Бэк вокал гораздо сложнее основного, а, следовательно, для меня интереснее.
  • Сольного пения мне вполне хватает на корпоративах в составе ВИА «Алекс Бэнд».

Бэк вокал: практические рекомендации.

Технические подсказки.

бэк вокалОсновной принцип бэк вокалиста (также, как и у бас гитариста) — «Не навреди«. Он должен лишь дополнять основную вокальную партию, но не перекрывать её. Если на записи это достигается грамотным сведением, то на концерте — правильной динамикой и подачей звука, а также удалением или приближением певца к микрофону.

Добавим сюда ещё необходимость хорошего мониторинга. Для достижения наилучших результатов бэк вокалисты должны хорошо слышать и себя, и основной голос. Многие звукорежиссёры почему-то этого не понимают. Видимо из-за того, что сами вокалистами не являются.

К тому же, как правило, если микрофоны выведены достаточно громко, существует большая вероятность того, что они будут «заводиться», т.е. «гудеть», «выть» или «свистеть». И звукорежиссёру проще прибрать уровень громкости микрофонов (в том числе — в мониторах), чем думать о проблемах вокального ансамбля.

бэк вокалЯвляясь певцом со стажем, я очень серьёзно отношусь к вокальному мониторингу. На сборных концертах, например, я подключаю предоставленный мне (а нередко — личный) микрофон в свой микшер. С одних его выходов направляю звук на пульт звукорежиссёра, с других — в 15-ти ваттный комбик, который привожу с собой. При этом мне уже не важно, пустит ли звукорежиссёр сигнал с моего микрофона в монитор. Я и без него буду себя хорошо слышать. А если будут проблемы со слышимостью основного вокала, то и его могу в свой пульт подключить.

На сольных концертах «Гавайцев», где кроме бас гитары, губной гармошки и бэк вокала (а бывает — и перкашна) на мне ещё «висит» звук коллектива, я подключаю вокальные микрофоны в субмикшер, с которого направляю сигнал на отдельный монитор для вокалистов. Конечно, в этом случае больше проводов, но и комфорта тоже неизмеримо больше.

Многие вокалисты затыкают на концерте пальцем одно ухо, для того, чтобы лучше слышать себя. В давние времена, когда во время пения руки у меня ещё не были заняты различными инструментами, мною был найден ещё один способ. Я заводил ладонь за ушную раковину и несколько оттопыривал её. При этом моя ладонь была продолжением ушной раковины, и звук, выходящий изо рта, отражался от ладони и попадал в ухо. При этом я слышал свой голос гораздо лучше, чем если бы заткнул ухо пальцем.

Конечно, это выглядит не слишком эстетично. Для основного вокалиста такой «локатор» вообще недопустим. Но для заднего — простителен. Всё-таки это лучше, чем петь мимо…

Есть ещё один замечательный вариант — персональный ушной мониторинг. Мне, правда, его использовать не доводилось. Но, полагаю, — это здорово. И всё больше задумываюсь о покупке соответствующего оборудования.

Наработка навыков.

Хоровое пение.

бэк вокалКак я уже отмечал в одной из своих статей, прекрасным путём для развития и шлифовки вокала и бэк вокала является хоровое пение. Особенно под руководством опытного хормейстера. В этом случае Вы научитесь слышать каждую партию в общем хоре. И, как следствие, создавать собственные партии в музыке своей группы.

Особенно хороша практика хорового пения а-капелла.  Здесь нужно не только чисто спеть, но и удержаться в тональности. А сделать это большим коллективом и без музыкального сопровождения очень непросто.

«Съём».

бэк вокалЭтот раздел в большей степени касается тех, кто является не только исполнителем, но и аранжировщиком бэк вокальных партий. Если кроме него в коллективе кто-то работает на подпевках, то задача аранжировщика-исполнителя — придумать партии, показать их другим, совместно выучить и отшлифовать. А вокальные партии, кроме всего прочего, должны идеально сочетаться с партиями остальных инструментов, чтобы не мешать друг другу.

Как видите, задача у аранжировщика-исполнителя непростая. Для её осуществления нужно знать основы многоголосного пения и слушать много качественной музыки, схожей с Вашим музыкальным материалом. И, конечно, «снимать».

В бит-группе «Гавайцы» лет 13 назад был интереснейший период — подготовка и реализация кавер-программы по песням The Beatles. Разумеется, с трёхголосьем. Я слушал, «снимал» и расписывал партии. После чего приносил их на репетиции, раздавал остальным, и мы приступали к освоению материала. Хорошо, что у Beatles голоса на записи были чётко разведены по левому и правому каналу — убирая левый канал, хорошо различалась низкая партия; убирая правый — высокая. Самой сложной и самой любимой для нас была песня This Boy. Мы просто «улетали», когда пели её. Вот оригинал:

The Beatles — This Boy

Запись.

В этом разделе я хочу отметить в первую очередь нынешние возможности записи в домашних условиях для поиска оптимальных аранжировочных решений. Сейчас существует множество программ для многодорожечной записи на компьютер. Я, например, использую Sonar.

Речь здесь не идёт о профессиональной записи. А только о прекрасной возможности записать многоголосье одному и послушать, как же это всё будет звучать. Такие наложения можно делать на концертные и демо-записи, слушать и вычислять.

В 2000 году у меня такой возможности, к сожалению, не было. Я придумывал для нашего коллектива многоголосные партии, используя только гитару или клавиши. Потом проверял их состоятельность вместе с нашей бэк вокалисткой. И только потом приносил на репетицию, где они утверждались, отвергались или редактировались.

Такая практика, особенно её вторая стадия, была не лишена приятности, но отнимала много времени. С освоением Sonar всё стало гораздо проще — готовые партии через Интернет я отправлял остальным участникам коллектива для согласования. А также посылал каждому персональную партию для разучивания.

Концертная практика.

бэк вокалТолько активная концертная практика закаливает, укрепляет и по-настоящему формирует бэк вокалиста, делает его сильным и неубиваемым профессионалом. Это не тепличные условия квартиры, репетиционной базы или студии звукозаписи. Здесь второго дубля не будет. И до концерта зачастую неизвестно, на каком звуке предстоит работать.

бэк вокалЕщё одним замечательным приёмом является запись концертных выступлений с последующим анализом ошибок. Возможность взглянуть на своё исполнение со стороны и сопоставить с ощущениями во время концерта. Нередко опуститься с небес на землю и определить, над чем ещё нужно работать. И добиваться наилучших результатов. Чтобы при выступлениях коллектива понятие «задний вокал» не ассоциировался с понятием «звуки из заднего места».

Итоги.

Подведём итог сказанному. Для овладения специальностью бэк вокалиста требуется:

  • Наличие музыкального слуха и развитие его.
  • Понимание, что бэк вокал — вспомогательная функция, и основного вокалиста заглушать он никогда не должен.
  • Чёткая ритмическая совместимость с основным вокалом.
  • Понимание необходимости хорошего мониторинга на концерте и умение его осуществить или организовать.
  • Наработка навыков при помощи хорового пения, записи в домашних условиях и активной концертной практики.


Вот и всё. Желаю успеха!

Если Вам есть, что добавить, обязательно оставьте свой комментарий.

рассказать друзьям и получить подарок

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *