Акустические колонки.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Акустические колонки.

аренда звукового оборудования

Акустические колонки являются одним из основополагающих компонентов звуковоспроизводящей системы. Ибо конечный звук до потребителя доносят именно они.

В этой статье будут рассмотрены акустические системы, использующиеся при проведении корпоративов и праздников.

Акустические колонки: устройство и применение.

Акустическая колонка (или, правильнее, акустическая система) — это звуковоспроизводящее устройство, состоящее из динамиков, вмонтированных в деревянный или пластиковый корпус.

Широкополосные и многополосные системы.

  • Широкополосные системы. В них используется один динамик, работающий со всем спектром частот. К таким системам относятся, например, гитарные и басовые комбики:

аренда звукового оборудования

 

или широкополосные мониторы, такие, как Alto PAM-5A:

акустические колонки

  • Многополосные системы с двумя и более динамиками, которые работают в определённом частотном диапазоне. На каждый динамик с помощью пассивных или активных кроссоверов подаётся спектр частот, оптимальный для данного динамика. Как правило, количество частотных полос может быть от 2 до 4.

трёхполосная акустическая система

 

 

  • Сабвуферы. Несмотря на то, что в сабвуферах используется один динамик (или два совершенно однотипных), к широкополосным системам они не относятся. Динамики сабвуферов предназначены для воспроизведения суббасовых частот (как правило, от 40 до 200 Гц).

активный и пассивный сабвуфер

Тип корпуса.

Корпус колонки, в который вмонтированы динамики, может быть различного типа:

  • диполь;
  • фазоинвертор;
  • рупор;
  • различные комбинации рупора и фазоинвертора.

акустические колонки

Каждый тип корпуса обладает своими достоинствами и недостатками, на которых я здесь останавливаться не буду. Более подробно об этом можно прочитать в книге Питера Бьюика «Живой звук». На мой взгляд, эта книга должна стать настольной для того, кто имеет прямое отношение к эксплуатации звукового оборудования.

Колонки пассивные и активные.

Пассивные колонки.

аренда звукового оборудования

Термин «пассивный», в данном случае, означает «работающий без внешнего питания». Другими словами, такие колонки не нужно включать в сеть питания для того, чтобы они зазвучали. Их следует подключить к внешнему усилителю.

Пассивная система состоит только из динамиков и пассивных кроссоверов (ёмкостных и индуктивных фильтров), разделяющих сигнал на два (или более) частотных диапазона и подающих разделённый сигнал на свой динамик: низко- и среднечастотный сигнал — на вуферы, высокочастотный — на драйвер.

Активные колонки.

акустические колонки

Активные акустические системы, как следует из названия, требуется включать в сеть питания. Они имеют усилитель, встроенный в корпус колонки, что существенно облегчает коммутацию и уменьшает количество кабелей.

Собираясь приобрести свои первые активные колонки Eurosound ES15FA, я, конечно, обращал внимание на изложенные на бумаге технические характеристики. Среди прочего, там было сказано:

«имеется два встроенных усилителя и активный электронный кроссовер, разделяющий сигнал на две полосы».

акустические колонки

Встроенный усилитель одной колонки сгорел у меня через четыре года после покупки, во время работы на открытом воздухе (февраль, оттепель и дождь). Я решил сделать из них пассивные низкочастотники. Разобрав колонки, я увидел в каждой из них лишь один встроенный усилитель и пассивные кроссоверы.

Достоинства и недостатки активных и пассивных акустических систем описаны в статье «Звуковая аппаратура».

Коммутация.

Коммутация пассивных систем.

Пассивные колонки коммутируются с усилителем при помощи специальных акустических кабелей и разъёмов типа Speakon. Важное примечание — кабель для пассивных колонок не должен быть экранированным.

инструментальный кабель

Некоторые производители, например, Warfidale Pro, выполняют входы колонок разъёмами Jack 6,35 мм вместо Speakon (в частности, в сабвуферах). В этом случае применяется акустический кабель с разъёмами Jack-папа (подключается к акустической системе) — Speakon (подключается к усилителю).

инструментальный кабель

К клеммам усилителя также можно подсоединить оголённые концы акустического провода, соблюдая полярность. Это уместно, если при подключении возникли проблемы с разъёмом Speakon акустического кабеля, при этом нет подходящей отвёртки, чтобы разобрать и исправить неполадку. А также в случае цейтнота по времени (музыка уже должна звучать, а ничего не работает).

Такое подключение можно применить, если разъём Speakon на усилителе уже занят, а Вам нужно подключить к нему дополнительную нагрузку в виде других акустических систем. Конечно, если паспортное сопротивление усилителя допускает такое подключение.

Коммутация активных систем.

Активные акустические колонки коммутируются к микшерному пульту или выходам активного кроссовера при помощи экранированных кабелей типа:

  • XLR папа (во вход колонки) — XLR мама (в выходы микшерного пульта,  внешнего эквалайзера или активного кроссовера);
  • Jack 6,35 мм папа (во вход колонки) — Jack 6,35 мм папа (в выходы пульта или эквалайзера);
  • Jack 6,35 мм папа (во вход колонки) — XLR мама (в выходы пульта, эквалайзера или активного кроссовера);
  • XLR папа (во вход колонки) — Jack 6,35 мм папа (в выходы пульта или эквалайзера);
  • RSA тюльпан папа (в  RSA-вход колонки) — RSA тюльпан папа (в  RSA-выход пульта);
  • RSA тюльпан папа (в  RSA-вход колонки) — Jack 6,35 мм папа (в выходы пульта или эквалайзера);
  • Jack 6,35 мм папа (во вход колонки) — RSA тюльпан папа (в  RSA-выход пульта).

 Звуковые комплексы.

Много интересных решений можно найти, используя совместно активные и пассивные системы.

Готовые решения, предлагаемые производителями.

Для вокалистов, ведущих праздников и небольших музыкальных коллективов неплохим вариантом может стать приобретение активного акустического комплекта: активный сабвуфер и два пассивных сателлита к нему. (Я не сказал, что сателлиты — это колонки, предназначенные для работы в среднем и высоком частотном диапазоне. Оптимальный размер динамика сателлита — от 10 до 15 дюймов, сабвуфера — от 15 до 18 дюймов). Продаётся этот комплект как единое целое.

акустические колонки

При компактности и безусловном удобстве коммутации, есть некоторые подводные камни, на которые стоит обратить внимание. Активный сабвуфер подобного комплекта содержит два усилителя: один — для сабвуфера, второй — для пассивных сателлитов. В технических характеристиках такого комплекта указывается наличие стереоусилителей внутри сабвуфера.

акустические колонки

Не так давно мне довелось столкнуться с подобной  системой, во время работы на чужом звуке. Подключаясь к активному сабвуферу, я с огромным удивлением обнаружил в нём только один XLR-вход, что по определению исключало наличие стереозвука в комплекте. Это несмотря на то, что Speakon-выходов на сателлиты было, естественно, два. Для получения полноценного стереозвука потребовалась бы покупка второго такого же акустического комплекта. В моём случае пришлось прибегнуть к различным видам извращений, не носящих сексуального характера — благо, аварийный запас оборудования был с собой.

Есть гораздо лучший вариант готового решения — комплект с двумя активными сабвуферами и двумя пассивными сателлитами. В этом случае стерео вам гарантировано. Правда, этот вариант более громоздкий, чем первый.

c809deb92cfe89e27255ab5d59e14aed

Есть также вариант комплекта из двух активных сабвуферов и двух АКТИВНЫХ сателлитов. Один из моих приятелей успешно использует такой комплект, причём сабвуферы возит с собой далеко не всегда — мощности 15-ти дюймовых сателлитов чаще всего бывает достаточно.

Комплексные решения, выбираемые самостоятельно.

В этом разделе я буду рассказывать про различные самостоятельные комплексные решения, опираясь на собственный опыт и приводя наиболее интересные случаи из моей богатой концертно-корпоративной практики.

Я начинал работать на аппарате Vermona производства ГДР, 1986 года выпуска. Состоял он из двух усилителей и двух больших колонок. У каждого усилителя было по одному выходу на колонку. И лишь работая в паре, они составляли стереосистему. Мощность аппарата при его жуткой громоздкости (каждую колонку можно было перемещать только вдвоём) была всего 200 Вт.

Вермона

Сейчас, конечно, не может быть и речи о конкурентной работе на подобной аппаратуре. Но в 2001 году такое ещё прокатывало. Именно с помощью «Вермоны» мы заработали на покупку своих первых профессиональных 15-ти дюймовых активных колонок мощностью по 350 Вт каждая.

Это было гораздо лучше «Вермоны», но мощности всё же не всегда хватало. У нас тогда ещё не было стоек под акустические системы. Поэтому на одном из корпоративов я поставил колонки на какое-то подобие деревянных тумбочек без дверок, чтобы акустические системы были повыше. Когда включили тестовую фонограмму, я с удивлением отметил, насколько «басистее» всё стало звучать, а громкость увеличилась как минимум на треть. Быстро сообразив, что к чему, дома я изготовил из ДСП нечто подобное. И эти «тумбочки» около года возил с собой на различные мероприятия.

Через какое-то время встроенный усилитель одной из новых колонок начал барахлить. Мы несколько раз ремонтировали его: сначала по гарантии, потом платно. Пока колонка находилась в ремонте, приходилось в дополнение к исправной активной колонке брать с собой одну «Вермону» с усилителем.

Здесь нужно отметить потрясающую надёжность «Вермоны». При работе на открытом воздухе от генератора, когда в дополнение к нашей аппаратуре в него включали электрический чайник, наша новая система отключалась. А вот «Вермона» продолжала работать, как ни в чём не бывало. Позже мы подарили её каким-то малознакомым начинающим музыкантам.

Впоследствии была своевременная покупка внешнего усилителя и двух 12-ти дюймовых колонок, которые мы стали возить вместе с нашими активными системами.

Счастье продолжалось чуть больше полугода: как уже говорилось выше, одна активная колонка пришла в негодность. Самым правильным решением в то время оказалось превращение их в пассивные низкочастотники. Я вытащил из колонок встроенные усилители, вывел наружу провода от каждого низкочастотного динамика и подключал их параллельно с 12-ти дюймовыми колонками к одному усилителю. Хорошо, что он рассчитан на сопротивление в 2 Ом.

аренда звукового оборудования

Было и дальнейшее улучшение системы: покупка второго усилителя, активного кроссовера, и, наконец, пассивного 18-ти дюймового сабвуфера. Одним из его достоинств является наличие встроенного пассивного кроссовера и выхода на сателлит. То есть, с помощью одного усилителя, точнее даже, с помощью одного канала усилителя я могу подключить сабвуфер и два сателлита к нему. При этом звук будет разделяться на 2 полосы. И при сопротивлении 2 Ом я получу примерно 700 Вт, которых мне хватит для озвучивания небольшого помещения, да ещё свободный канал усилителя для подключения монитора.  Но при этом у меня будет монозвук, который, правда, вполне уместен для живого выступления.

аренда звукового оборудования

Система приобрела законченный, совершенный вид. Такая система является очень гибкой. Уместно как применение её полностью, так и использование отдельных компонентов системы, в зависимости от величины зала и предстоящих задач. Недостатки, правда, тоже имеются: сложность и длительность коммутации.

Неудобство коммутации привело меня к покупке активного сабвуфера и активных 10-дюймовых сателлитов. Теперь я могу варьировать комплекты оборудования в зависимости от требуемой мощности и возлагаемых на меня задач: от одного активного саба с двумя сателлитами:

активный и пассивный сабвуфердо сочетания предыдущей схемы с активным кроссовером, усилителем, пассивным сабвуфером и низкочастотниками для получения 4-х или 5-ти полосной системы:

активный и пассивный сабвуфер

акустические колонки

акустические колонки

акустические колонки

Здесь же хочу обратить внимание на звуковую систему моего приятеля. У него два активных сабвуфера (по два усилителя внутри каждого), к которым он подключает пассивные сателлиты другого бренда. В дополнение к этому, с отдельного усилителя подключены  две «пищалки» — серия нескольких высокочастотных динамиков в одном корпусе. Получается очень компактная, гибкая, а также быстрая и простая для коммутации система. Кстати, «пищалки» у него фирмы  Vermona. Их применение я не считаю уместным, а ему нравится. У каждого свой вкус.

Думаю, эти сведения помогут Вам как в выборе акустических колонок, так и в правильном их применении. Удачи и успехов Вам!

Если Вам есть что добавить, обязательно оставьте свой комментарий.

рассказать друзьям и получить подарок

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *