Активный и пассивный сабвуфер

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Активный и пассивный сабвуфер

активный и пассивный сабвуферВ этой статье я собираюсь рассказать о замечательном дополнении к любой звукоусиливающей системе. Будут рассмотрены активный и пассивный сабвуфер. Расскажу о тех сабах, с которыми мне доводилось работать, а также опишу их особенности.

Про автомобильные сабвуферы здесь ничего не будет сказано – речь пойдет лишь о сабах, которые используют концертирующие музыканты.

Назначение сабвуфера.

Сабвуфер представляет собой однополосную колонку, обычно с одним динамиком. Бывают также сабвуферы с двумя одинаковыми динамиками, но они также являются однополосными. Как правило, частотный диапазон сабвуфера находится в пределах до 150…200 Гц.

В 2008 году мне довелось впервые использовать сабвуфер моего приятеля в качестве дополнения к нашей звуковой системе. Несмотря на то, что мощность этого активного сабвуфера была всего лишь 300 Вт, и активного кроссовера у нас еще не было, мы были приятно удивлены, насколько плотнее и богаче стал наш звук. И сразу почувствовали разницу, когда приятель увез саб, а мы продолжили работать на наших колонках.

Таким образом, сабвуфер нужен для отделения суббасовых частот звуковой системы. А если говорить более простым языком — для того, чтобы сделать звук плотнее, мощнее и насыщеннее.

Активный сабвуфер.

Начну с активных сабов. Они более удобны, чем пассивные, в основном из-за упрощенной коммутации. Но засчет встроенных усилителей они гораздо тяжелее пассивных сабов. И  еще один недостаток активных сабвуферов: если внутренний усилитель или динамик выходит из строя, мы теряем сразу и усилитель, и саб. Впрочем, это справедливо для любой активной акустической системы.

В концертно-корпоративной практике мне доводилось сталкиваться с различными видами активных сабвуферов. Сейчас приступлю к их подробному (по возможности) рассмотрению. (Сразу оговорюсь, что сабы, входящие в состав линейных массивов, я здесь не рассматриваю.)

Начнем с наиболее простых видов.

Wharfedale Pro SVP-15PB

активный и пассивный сабвуфер

Это именно тот 15-ти дюймовый саб, о котором я рассказывал выше. Небольшой, не очень мощный, но и не очень тяжелый. Наиболее простой из активных сабвуферов. Давайте посмотрим на его заднюю панель.

активный и пассивный сабвуфер

Итак, здесь имеются:

  • Линейный вход (кобинированный — джек или XLR, что очень удобно);
  • Линейный выход (балансный XLR) для подачи сигнала на другой активный сабвуфер;
  • Регулятор громкости;
  • 2-х позиционный переключатель частоты встроенного кроссовера (на 150 или 200 Гц);
  • Переключатель фазы;
  • Кнопка включения питания и сетевой разъем.

Подобный саб хорош для работы в небольших помещениях. При желании можно использовать и два одинаковых сабвуфера.

Замечу, что SVP-15PB у моего приятеля не прижился: в нем периодически ломался встроенный усилитель. После третьей поломки приятелю это надоело, и он от этого саба избавился.

Eurosound Focus.

активный и пассивный сабвуфер

Моими первыми профессиональными активными колонками были Eurosound ES-15FA (ибо «Вермону» за профессиональное оборудование я не считаю). Тогда, в 2004 году «Евросаунд» был здорово популярен в среде музыкантов, работающих на праздничных мероприятиях. Не слишком дорогой, но вполне пристойный. Я тогда все облизывался на «Евросаунд Фокус», но так его и не купил. Давайте посмотрим на его заднюю панель.

активный и пассивный сабвуфер

Это уже интересней, чем предыдущий саб. Два комбинированных входа, два линейных выхода, переключатель фазы. А также 2 выхода на сателлиты с разъемами Speakon. То есть, кроме встроенного моно усилителя для сабвуфера имеется еще встроенный стерео усилитель для ПАССИВНЫХ сателлитов. Об этом говорят и регуляторы громкости для саба и сателлитов.

Таким образом, на подобный саб подается стерео сигнал, который встроенным кроссовером делится на две частотных полосы: для саба и для сателлитов. То есть, с одним сабвуфером мы получаем полноценную многополосную стерео систему.

Я однажды столкнулся с извращенной версией сабвуфера «Евросаунд Фокус». В нем был только ОДИН вход, зато два выхода на пассивные сателлиты. При всем желании стерео здесь получить было невозможно — требовался второй такой же извращенный саб. На хрена в этой модели нужно 2 выхода на колонки — не понимаю.

Behringer Eurolive B1200D-PRO

активный и пассивный сабвуфер

Этот симпатичный 12 дюймовый саб с максимальной мощностью 500 Ватт — пожалуй, самый маленький из славного семейства активных сабвуферов Behringer. Очень хорош для небольших помещений.

Я время от времени устраиваю концерты для друзей из Воронежа в их частном доме, и задумываюсь о приобретении этого сабика. Места много он в машине не займет, а дополнением к моим активным колонкам Behringer B210D будет замечательным. Проверено: мой хороший знакомый весьма успешно использует эту связку на концертах в своем доме.

Но давайте перейдем к задней панели этого сабика. Она принципиально ничем не отличается от «старших» моделей сабвуферов Behringer. Также, как и от задних панелей сабвуферов Mackie, JBL, Crown и других не менее известных брендов.

активный и пассивный сабвуфер

активный и пассивный сабвуфер

Пойдем слева направо. У нас имеются:

  • Балансные XLR-входы (Input A, Input B), на которые подается сигнал со стерео выходов микшерного пульта (или с выходов эквалайзера, куда идет сигнал с микшера — как в моем случае).
  • Сквозные разъемы Thru A и Thru B. Копируют без изменений входной сигнал. Соединены параллельно с входами Input A и Input B. Если подать сигнал на входы Input, а из выходов Thru направить сигнал на другой источник его воспроизведения, то мы услышим звук даже если сабвуфер не включен в сеть. Я к ним обычно подключаю мониторы.
  • Выходы Output A, Output B с обрезным фильтром, пропускающим сигнал выше 100 Гц. Очень существенная функция, позволяющая обходиться без дополнительного активного кроссовера. Именно к этим выходам подключаются сателлиты, чтобы не нагружать их суббасовыми частотами. Ибо именно для воспроизведения суббасовых частот используется сабвуфер. На следующей картинке показано, как именно к сабвуферу подключаются АКТИВНЫЕ колонки-сателлиты.

активный и пассивный сабвуфер

  • Вернемся к задней панели. Дальше идет регулятор Boost Frequensy. Когда переключатель Boost находится в положении ON, уровень сигнала увеличивается по выбранной частоте (от 40 до 90 Гц).
  • Регулятор High Cut позволяет выбрать частоту (от 70 до 150 Гц), выше которой сигнал на усилитель сабвуфера не идет. У меня он установлен на 100 Гц — для согласования разделения частот для саба и сателлитов, которые у меня подключены к выходам Output A и Output B с обрезным фильтром.
  • И, наконец, остаются регулятор уровня сигнала, переключатель фазы и световая индикация: перегрузка, сигнал, питание.

Behringer Eurolive B1800HP

активный и пассивный сабвуфер

Этот 18-ти дюймовый монстр отличается от B1200D-PRO только мощностью (max 2200 Вт), габаритами и весом (54 кг). Да еще тем, что в нем установлены динамики Turbosound. Звучат они очень круто. Это при весьма божеской цене.

Руководитель одного из моих коллективов купил два таких саба. Поиграв на них, я сразу же воспылал желанием приобрести один такой же. Но когда попытался поднять его, то желание тут же погасло. Поскольку я смог лишь еле-еле оторвать его от пола. А работать со звуком и таскать аппарат мне нередко приходится одному. Поэтому я выбрал другую модель, о которой речь пойдет в следующем разделе.

Behringer Eurolive B1500HP

активный и пассивный сабвуфер

Вот он, мой красавец. 15 дюймов, те же 2200 Вт максимальной мощности. При этом меньших размеров и весит 42 кг. Я и один его таскаю, хоть это и нелегко. Собираюсь для полного счастья приобрести второй такой же.

В зависимости от целей и задач использую с различными сателлитами. И с активным кроссовером, и без него.

Например, на этих работах (открытие сети магазинов «Винчестер» в Щелково и Электростали) — без кроссовера. Здесь, кроме саба, 10-ти дюймовые активные сателлиты (через выходы с обрезным фильтром) и активный монитор (через разъем Thru).

активный и пассивный сабвуфер

активный и пассивный сабвуфер

А ниже (предновогодняя работа в Москва-Сити, 58 этаж башни Империя) — всё по полной программе: активный саб, кроссовер, 15-ти дюймовые низкочастотники и 10-ти дюймовые сателлиты.

активный и пассивный сабвуфер

активный и пассивный сабвуфер

Вот еще одна из недавних работ на детском празднике. Здесь я использовал:

  • активный сабвуфер Behringer Eurolive B1500HP (ниже 100 Гц);
  • 18-ти дюймовые пассивные колонки JBS в качестве низкочастотников (от 100 до 350 Гц);
  • местные активные колонки Behringer Eurolive B212D (от 350 до 800 Гц);
  • активные колонки Behringer Eurolive B210D (выше 800 Гц).

В итоге получил полноценную пятиполосную систему. Звучало все очень круто.

активный и пассивный сабвуфер

Обратите внимание на расположение сабвуфера, усилителя для низкочастотников и активного кроссовера. Они находятся в центре, для удобства коммутации. Пока это наиболее оптимальная схема из того, что у меня было.

Замечу, что иногда мне приходилось одновременно применять активный и пассивный сабвуфер. Но делал я это нечасто. Например, летний Open Air нашего «Арт Сити Бэнд». На фото внизу: слева пассивный 18-ти дюймовый саб Wharphedale Pro V-18B (который я уже продал), а справа активный 15-ти дюймовый Behringer Eurolive B1500HP. Здесь они подключены через активный трехполосный кроссовер, также, как низкочастотники (на сабвуферах) и СЧ-ВЧ сателлиты (на стойках). Частоты раздела кроссовера 120 Гц и 700 Гц.
активный и пассивный сабвуфер

Мастеровые сабвуферы

Следует замолвить словечко и о таких сабах. Мой приятель Антон Гусаров самостоятельно сделал 2 активных 18-ти дюймовых сабвуфера с колесами для удобства транспортировки. Надо сказать, что у Антона и голова очень хорошо работает, и руки растут из того места, откуда надо.

Конечно, конструкцию сабов он не сам придумал, а позаимствовал. Но хуже его сабвуферы от этого не становятся. Ибо сделаны хорошо и грамотно, а также компоненты, установленные в них — самого высокого качества. Я работал на них однажды: впечатления самые замечательные.

А теперь перейдем к рассмотрению пассивного сабвуфера. Информации, конечно, будет гораздо меньше, чем об активном.

Пассивный сабвуфер.

В 2011 году я приобрел пассивный 18 дюймовый саб Wharphedale Pro V-18B. Эта модель только появилась, и продавали его с существенной скидкой за вполне разумные деньги. Именно о нем я и буду рассказывать, поскольку опыта работы на других пассивных сабах у меня не было.

активный и пассивный сабвуфер

 

акустические колонки

Главное достоинство этого саба — его легкость и относительная компактность. Для меня, например, не составляло труда одному поднять его на третий этаж. В машину он тоже очень хорошо умещался. В багажник моего Ford C-Max (который я тоже продал) он замечательно влезал. Однако, когда я вез весь аппарат, задние сиденья приходилось складывать.

Недостаток — небольшая мощность, всего 300 Вт. Ну и, конечно, необходимость возить для него с собой внешний усилитель.

активный и пассивный сабвуфер

IMG_4129

А теперь посмотрим на заднюю панель V-18B.

активный и пассивный сабвуфер

Здесь все гораздо проще, чем у активных сабов. Два параллельных входа и один выход на пассивный сателлит. На этом выходе установлен пассивный кроссовер: на колонку приходит сигнал выше 200 Гц. То есть с одного канала усилителя можно запитать и сабвуфер, и сателлит. Такая функция есть далеко не на всех пассивных сабвуферах, в том числе и у Wharphedale Pro. Надо заметить, что в 2011 году я выбрал V-18B в том числе за эту возможность  (несмотря на то, что активный кроссовер у меня имеется).

Но следует учесть, что усилитель должен по своим техническим характеристикам выдерживать нагрузку 2 Ом. Поскольку сопротивление динамика сабвуфера 4 Ом, а подключение пассивной колонки есть не что иное, как ее параллельное соединение с сабом. И если сопротивление колонки тоже 4 Ом, то мы получим общее сопротивление системы, равное 2 Ом. (Если не очень понятно, почему так, то рекомендую почитать книгу Питера Бьюика «Живой звук». Или вспомнить закон Ома из курса физики).

Подробные схемы коммутации с моим пассивным сабом приведены в статье «Трехполосная акустическая система«. Не вижу смысла повторять все это здесь. Почитайте, если есть желание. Ссылку я дал.

Вот и все, что я собирался рассказать про активный и пассивный сабвуфер. Надеюсь, эта статья будет для Вас полезна.

Если Вам есть, что добавить, обязательно оставьте свой комментарий.

 

рассказать друзьям и получить подарок

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *